Есть ли пределы у азербайджанской политики многовекторности?

25-26 октября 2019 г. в Баку состоится 18 саммит Движения неприсоединения (ДН), на котором Азербайджан примет председательство в организации. Хотя Холодная война закончилась уже более четверти века назад, актуальность миссии ДН сохраняется. Современный мир раздирают многочисленные политические и экономические противоречия, регулярно появляются новые вызовы в сфере безопасности и экологические угрозы. Именно по этой причине в Движении участвует 120 стран-членов, 17 стран-наблюдателей и 10 международных организаций.

Азербайджан, который присоединился к ДН в 2011 г., является его образцовым участником. Страна, расположенная в регионе с пестрым этническим и религиозным составом, в соседстве с такими крупными и влиятельными игроками как Россия, Турция и Иран и находящаяся под пристальным вниманием глобальных игроков – США, НАТО, ЕС, Китая – крайне умело перераспределяет оказываемую на нее внешнюю нагрузку и проводит весьма успешный международный курс.

Внешнеполитическая стратегия Азербайджана базируется на принципе четырех «М» – многовекторность, многосторонность, мультирегиональность и мультикультурализм, благодаря чему Баку избегает крупных конфликтов на международной арене и поддерживает успешные отношения одновременно с такими непростыми партнерами, как, например, Израиль и Иран. Находясь в конфликте с членом ОДКБ Арменией, Азербайджан выстраивает успешные и эффективные отношения с Россией, параллельно участвуя в программах сотрудничества и миротворческих операциях Североатлантического альянса[1].

Выстроить подобную систему внешней политики Баку удалось не сразу. Долгое время главной угрозой для Азербайджана (помимо конфликта с Арменией) в регионе были отношения с Ираном, который отказывался принимать интернациональный характер внешней политики соседа и, в частности, сотрудничество Баку с западными структурами и организациями. Но после заключения ядерной сделки в 2013 г. и согласования базовых принципов каспийской делимитации на астраханском форуме в 2014 г.[2] были сняты последние ограничения для окончательного формирования азербайджанской многовекторности.

Параллельно с западными проектами (нефтепровод БТД, Южный газовый коридор, TANAP, TAP, железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс) Азербайджан начал активнее развивать политические и экономические проекты по линии Север-Юг. Был инициирован трехсторонний диалог Азербайджана, России и Ирана, в рамках которого обсуждаются совместные инфраструктурные и торговые проекты.

Одним из последних достижений внутри треугольника Баку-Москва-Тегеран стало подписание соглашения о совместной разработке технико-экономического обоснования проекта соединения энергосистем трех стран. Азербайджан в последнее время наращивает производство электроэнергии, в то время как ее потребление в Иране и кавказских республиках России неуклонно растет. Объединение энергетических потенциалов трех стран позволит улучшить обеспечение Кавказа и соседних районов электричеством и начать формирование в регионе единого энергетического рынка[3].

Энергетический проект Азербайджана, России и Ирана обладает большим потенциалом развития. По мере урегулирования политических противоречий к нему могут присоединиться Грузия и Армения, либо же организована параллельная линия электропередачи из России в Иран. А по мере роста объема мощностей энергосистема Азербайджана, России и Ирана способна достичь и Южной Азии, став интегральной частью международного транспортного коридора Север-Юг[4].

Для интенсификации межгосударственного диалога Азербайджан, Россия и Иран провели две трехсторонние встречи на уровне глав государств в августе 2016 г. в Баку и ноябре 2017 г. в Тегеране. 12 августа этого года должна была состояться третья встреча в этом формате, на которую в Сочи были приглашены Ильхам Алиев и Хасан Рухани. В последний момент мероприятие было перенесено, как заверила российская сторона, «по техническим причинам»[5]. По словам представителя администрации президента Ирана Парвиза Эсмаили, «встреча глав Ирана, России и Азербайджана пройдет в более подходящее для этого время»[6].

Причина, по которой был перенесен третий раунд переговоров на высшем уровне между Азербайджаном, Россией и Ираном, заключается в очередном обострении американо-иранских отношений. Избранный в 2016 г. президентом США Д. Трамп еще во время предвыборной гонки объявил о непринятии ядерной сделки с Ираном, которую он считает порочной и противоречащей интересам Соединенных Штатов. Постепенно Трамп возобновил действие отмененных антииранских санкций и усилил международный нажим на Тегеран, вовлекая в политику санкций новых союзников.

В начале лета 2019 г. в Ормузском проливе произошла серия атак на нефтеперевозящие танкеры, в которых США попытались обвинить Иран. Нарушение режима международного судоходства серьезное обвинение, которое вполне может быть использовано в качестве предлога для начала военных действий[7]. Но, не получив достаточной международной поддержки (в частности, из-за прямого сопротивления Европы), Вашингтон отступил, скорректировав иранскую стратегию.

Как стало известно из доклада Security Assistance Monitor, США вновь активно наращивают военно-политическое сотрудничество с Кавказом, причем в качестве приоритетного партнера рассматривают Азербайджан. За последние два года Министерство обороны США значительно увеличило финансирование охранных мероприятий на азербайджанской границе. Если в 2016-2017 гг. прямая американская помощь едва достигала $2 млн, то в 2018 г. она составила $58.6 млн, а в 2019 г. $42.9 млн (при этом данные по 2019 г. не уточнены, предполагается, что они превышают показатели 2018 г.). Таким образом финансирование Азербайджана превысило совокупную помощь остальным государствам региона, включая ведущего партнера НАТО на Кавказе Грузию[8].

Нигде в американских документах не указано, что помощь предназначена для усиления противодействия Ирану. Воздержались от комментариев и официальные представительства Азербайджана и США. В посольстве США в Баку на вопрос о целях американо-азербайджанского военно-политического сотрудничества ответили, что работа по обеспечению безопасности границ и контролю за распространением оружия массового поражения проводится Соединенными Штатами регулярно во многих регионах планеты[9].

Тем не менее даже гипотетическая возможность возобновления стратегического партнерства Баку и Вашингтона воспринимается Ираном как абсолютная угроза безопасности. Во время последнего обострения американо-иранских отношений в 2012 г. активно обсуждалась вероятность нанесения с территории Азербайджана авиационных ударов по Ирану, в случае блокирования последним танкерного движения в Ормузском проливе. Ситуация сегодняшнего дня в немалой степени повторяет обстоятельства 2012 г., а потому в кавказско-каспийском регионе складываются предпосылки для роста напряженности.

Но, по всей видимости, этого все-таки удастся избежать. Азербайджанская многовекторная политика служит гарантией безопасности не только азербайджанского государства, но и всей системы межгосударственных отношений на Кавказе. Чем интенсивнее идет региональная интеграция по разным направлениям и растет взаимозависимость, тем сложнее и нецелесообразнее становится ее нарушать какими-либо внешними факторами. Азербайджан занимает в этой системе центральное место, одновременно влияя и завися от нее, и до тех пор, пока многовекторность остается главным принципом его внешней политики, будет сохраняться стабильность кавказской политической системы. А никаких оснований менять внешнеполитический курс на данный момент у Баку нет.

Иван Сидоров