Северо-восток Чечни превращается в пустыню

Шелковской район Чеченской республики, расположенный на северо-востоке региона подвержен опустыниванию. Ситуация осложнена тем, что район граничит с Ногайским районом Дагестана, который входят в зону степи. В последние десятилетия здесь, в результате нерационального использования земель образовались обширные массивы развиваемых песков и злостных солончаков, появились большие очаги опустынивания. Пустыня наступает и бедствие может принять угрожающий характер, если не принять определенные меры по исправлению ситуации.

Предыстория

В 70-х – 80-х прошлого столетия, территории, на которой расположено село Сары-су представляло собой огромные неосвоенные земли. Село находилось в паре километров от границы с Дагестаном, соединялось одной дорогой с трассой Прохладный-Кизляр и почти не имело орошаемые участки. Вокруг села был болотистый ландшафт, озера, холмы, густые кустарники, деревья – одним словом дикая природа. Влажность достигала высокого уровня. Весной и осенью, из-за дождей и таяния снегов грязь была непролазная, но все цвело и располагало к разведения крупнорогатого и мелко рогатого скота. Для охотников здесь были все условия, тут были звери и птицы всех видов данной природной зоны и в большом количестве. Когда советское руководство озаботилось осушением этих территорий, остается только гадать, и чтобы узнать в каких годах начали проводить ирригационные работы необходимо покопаться в старых архивах, но в конце 60-х был прорыт Сулла-Чубутлинский коллектор, который был встроен в сложную систему мелиорации всего Северного Кавказа. Средняя глубина данного коллектора от 3 до 8 метров, в зависимости от ландшафта, а функция одна – коллектор выкачивает подпочвенные воды. Каким образом используется данная вода вопрос соответствующих министерств, но факт остается фактом – грунтовые воды уходят в сторону Дагестана. Нужно отметить, что это чистая вода и ее можно пить после очистки. Конечно можно рассказать целую лекцию, что коллекторно-дренажные работы проводились для очистки почвы от солей и химических загрязнений, которые препятствовали благоприятному земледелию, но это тема отдельной статьи.

Была такая организация ГП Пмк-3 ФГУ » Управления Чеченмелиоводхоз», которая располагалась в Шелковском районе и была ликвидирована либо в 2016, либо в 2017 году. Хотя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации время регистрации данной организации датируется 2003 год, однако она точно существовала и в советский период. Отец автора статьи Бекка Вараев работал в этой организации и автор статьи принимал опосредованное участие в работах. Водители тракторов К-700 позволяли рулить трактором, когда происходило перемещение почвы.

В конце 80-х эта организация занялась выравниванием земель и налаживанием оросительной системы, дабы подготовить территорию для земледелия. Проводилась работа по перемещению почвы и налаживалась ирригационная система. Проще говоря, прорыли множество мелких коллекторов, которые соединили с Сулла-Чубутлинским коллектором, уложили пластиковые трубы и заново закопали — затем всю территорию разравняли. Прорыли оросительные каналы, которые подавали воду от реки Терек, подвели воду к полям посредством бетонных искусственных каналов, была сооружена шлюзовая система для контроля воды и земли начали засевать всеми видами культур от пшеницы до кукурузы, свеклы и винограда, а также бахчевыми. Совхоз-колхоз, куда входило село Сары-су имели разные названия и территории, но всегда славились плодородными землями, высокими урожаями и наличием ферм КРС и МРС.

Куда уходит вода

Нет сомнений в том, что в советский период действовали специалисты высокого уровня и сохранение баланса почва-вода-природа находилось на должном уровне. Человек, который родился там и видел поэтапно все процессы, даже принимал в них непосредственное участие, видит все изменения сквозь время.

Баланс поддерживался действенным образом. Прорытие Сулла-Чубутлинского коллектора привело к частичному осушению земель. Многие озера исчезли, болотистая почва, подверженная солевому воздействию почти исчезла, солончак прекратил поползновение. Выравнивание территории позволило создать большие участки опрощаемых территорий, однако были сохранены степные участки, полесье и некоторые крупные озера, которые каждую осень пополнялись водой. Осенью, когда все работы по уборке урожая были завершены, овцы и коровы были выпасены на заселяемых землях, участки запахивались и заполнялись водой, огородив валами. Чеки, в зависимости от расположения, которые включали в себя от 100 и более гектаров заливались водой высотой до 50 см и более. Таким образом в почву культивировался плодородный ил с реки Терек, который улучшал плодородные качества земли.  И так происходило каждый сезон и повсеместно. Вокруг село создавались огромные, временные искусственные пруды. Также водой заливались все поляны непосредственно вокруг села, заполнялось озеро, которое находится прямо с селом на северной окраине и, как мы уже говорили, несколько крупных озер также заполнялись водой, которая текла в водоемы в течении месяца. Для жителей населенного пункта это был значимый момент и слух о том, что «идет вода» заставлял население вводить корректировки в обыденной жизни. Это также являлось сигналом к окончанию земельных работ.

Таким образом поддерживался баланс. Лишняя часть воды сливалась в коллектор, в котором поднимался уровень, а также вводилась популяция речной рыбы. Нужно отметить, что Сулла-Чубутлинский коллектор связан с Каспийским морем и в то время из моря вверх поднимались осетровые.

Что касается травы и деревьев, тут нужно отметить, что территория славилась разнотравьем и наличием деревьев, которые росли только тут – скажем лоховник, ягоды которого имеют невообразимый вкус. Лоховник растет вдоль русла коллектора и вокруг озер. В те времена можно было отпустить пару коров, лошадь, овец и коз в огород и быть уверенным, что они к вечеру будут сыты. Более того, именно на разнотравье привозили скот из Грозненского сельского района. Таким образом скот мог пастись всю осень в степях Шелковского района, прежде чем переместиться на альпийские луга в горы.

Сочные травы, плодородные земли, густые полесья и душистые степи создавали невообразимый ландшафт. Воздух был свежим и питательным, на коллекторе и озерах можно было купаться и ловить рыбу, а городские жители всегда проводили отпуска и летние каникулы тут.

Как все менялось

Исчезновение СССР с политической карты мира, лихие 90-е, когда бурная хозяйственная деятельность уступила место агрессивной политике и войнам, нанесли сокрушительный удар по всей территории республики. Что касается именно территории вокруг села Сары-су, то ситуация принимает угрожающий характер. Прежняя система поддержания баланса разрушена. Почва выветривается и превращается в песок, а подпочвенная вода утекает в море, превращая земли в твердую безжизненную поверхность. Земля превращается в песок и это тем более заметно человеку, который родился там, но по воле судьбы живет в другом места, и от случая к случаю ездит на родину. Если в 80-х – 90-х увидеть верблюжью колючку можно было далеко в степи, то сейчас она растет непосредственно в селе. А песок можно было добыть только в одном месте – между селом Сары-су и поселком Красный восход располагался бархан высотой метров 5 и длинной около 100 метров, который немного мигрировал, но не изменялся физически. Прочная земля и растительность не позволяли этому бархану ни передвигаться, ни изменять объем.

Последствия

В течении последних 20 лет земли на территории госхоза Сары-суйский орошались только в той необходимости, когда поливались возделываемые участки. Озера почти не заполняются, система орошения запущена, многие земли заброшены или превращены в пастбища в рамках КФХ. Канавы, которые подводили воду в огороды жителей села засыпаны и почти исчезли, поэтому огороды не возделываются. Вся ирригационная систем обветшала, Сулла-Чубутлинский коллектор высасывает воду, но это вода не восполняется. Подавляющее большинство видов трав исчезли, многие дикие животные и птицы мигрировали, земля высушивается и еще через 20 лет песок завладеет этой территорией. Жителям возможно придется покинуть село или жить в песках. Для района и всей республики будет нанесен невосполнимый ущерб, пески могут наступать и далее вплоть до русла реки Терек, что может привести к экологической катастрофе. Ситуация осложняется тем, что граничащий Ногайский район уже испытывает последствия от нерационального использования земли. Площадь пустыни увеличивается, и она движется в том числе и в сторону Чеченской республики. Ногайский район не имеет возможность искусственно восполнять потерю воды, так как нет ирригационной системы. А с каждым годом естественных осадков все меньше и меньше. Но на территории госхоза Сары-сйский имеются все условия для поднятия воды с Терека. Второй момент относится к Сулла-Чубутлинскому коллектору. Жителя села рассказывают, что существовал проект, согласно которому на протяжении коллектора должны были установит несколько дамб. Одна такая существует, находится в районе станица Каргалиновская и носит в народе название «Дюкер». Благодаря шлюзовой системе, дамбы должны были поддерживать уровень воды и не позволять подпочвенным водам бесконтрольно уходить в море. Однако конец СССР положил конец и этому проекту.

Что делать?

Шелковской район граничит с Наурским и Грозненским сельским районами. Наурский район находится в степной зоне и изменение ландшафта Шелковского района мгновенно отразится на Наурском. В будущем это будет угрожать и Грозненскому сельскому району. На сегодняшний день еще есть возможность исправить ситуацию, но меры необходимо принять уже сегодня, иначе завтра будет поздно. Вернуть былую ситуацию будет сложно, потребуются огромные ресурсу и время, но остановить поползновение пустыни еще возможно. Для этого необходимо вернуться к системе восполнения воды, которую проводили в конце 80-х начале 90-х, восстановить естественную влажность земли и остановить бесконтрольное вытекание подпочвенной воды по Сулла-Чубутлинскому коллектору. Необходимо, хотя-бы частично, восстановить ирригационную систему в районе села Сары-су, осенью заполнять озера вокруг села, заливать некоторые чеки водой и заново прорыть оросительные канавы в черте села.

Директор департамента социальной политики, развития сельских территорий, строительства и мелиорации Асма Магомедовна Дзингаева:

Земля должна быть не только защищена от передвижения песков, но должна быть налажена мелиорация. Необходимо для начала исследовать землю, понять каких элементов не хватает. Если в равнинных районах, таких как Ачхой-Мартановский др. состав один, то в Шелковском районе состав другой. Сельхоз товаропроизводители должны провести анализ почвы, посредством исследовательских институтов и понять, что нужно добавлять в почву, какие минералы необходимо использовать для обогащения почвы. Нужно чередовать культуру, которую сажают, согласно рекомендациям агрономов. Нельзя накрывать землю пленкой, так как она сжигает землю, земля не дышит и состав меняется не в лучшую сторону. Нерациональное использование земли, когда одну и ту же культуру сажают каждый год, нарушает баланс почвы, земля не восстанавливается. Соответственно, если не использовать землю грамотно, то она теряет сопротивляемость и не может противостоять наступлению песков.

В виду произошедших военных событий нарушена система мелиорации не только в Шелковском районе, но по всей республике в целом. Для восстановления необходимы время и средства. Подведомственный федеральные ГУПы, которые непосредственно занимаются землей, должны провести исследование и вывести заключение по выправлению ситуации. Министерство, согласно этому заключению может выйти на федеральный уровень и сделать заявку. Минсельхоз России работает над программой по улучшению качества земли и плодородия, и мы можем внести свои предложения в этом вопросе учитывая конкретную местность. К сожалению, нет финансирования на научно-исследовательские работы. Если на федеральном уровне финансируется программа научно-исследовательского характера, то в минсельхозе ЧР таких средств не предусмотрено. Необходимо поднять данный вопрос.

Умаров Мухади Умарович — российский чеченский учёныйдоктор биологических наукпрофессоракадемик Академии наук ЧР, старший научный сотрудник лаборатории эколого-генетического мониторинга живых систем Комплексный НИИ им. Х.И. Ибрагимова:

Еще с советских времен мы ставили вопрос о создании в Шелковском районе межрегионального природно-ландшафтного заповедника на полупустынных землях. В заповедник должна была войти территория Калмыкии, часть Дагестана и наши районы. Это ареал обитания сайгака. В Шелковском районе есть степной заказник, и мы ратовали о создании заповедника Киссык, раньше там было озеро с таким названием. Сейчас идет тенденция о пересмотре границ заказников, так как земли отошли к сельскохозяйственным холдингам. В частности, степной заказник в Шелковском районе также сокращается. Земли используются под хозяйственную деятельность, распахиваются либо определяются под жилую площадь. Само собой, такое развитие способствует наступлению песков, могут появится барханы. В 30-х года 20 века бурунные пески наступали на ст. Червленная и ботаники подсказали, что необходимо посадить свинорой, который образует мощное корневище и укрепляет пески. После этого пески прекратили поползновение. Бесконтрольный выпас КРС и МРС поспособствовал уничтожению принятых мер и пески снова наступают.

В советское время на территории Шелковского, Наурского районов создавались лесополосы, что также служили заслоном от песков. Сейчас их вырубают, особенно во время двух войн, и они не восстанавливаются. Зачастую осенью сжигают сухостой, таким образом уничтожается живность и семена, что в конце концов приведет к опустыниванию.

Необходимо провести лесопосадки, контролировать хозяйственную деятельность и выпас скота. Надо наладить пастбищный оборот. Если грамотно не использовать земли, произойдет полное оголение.

Прорытие коллекторов опускает уровень грунтовых вод, большинство озер высохло и нет никого контроля за этим. Вопрос восстановления грунтовых вод относится к гидромелиораторам. Пойменные леса Шелковского района, Парабочевский заказник, подвержены этой проблеме. Были вырыты дренажные каналы, чтобы вода опустилась, но делать это в полупустыне опасно. Вода действительно опустилась, и почва в лесах начала высыхать. Раньше эти территории обладали буйной растительностью, а сейчас, по нашим наблюдениям все выжжено. Я думаю, что большая ошибка, когда в полупустынной части региона все больше земель относятся хозяйственной деятельности. Если не проводить работы по восстановлению почвы, за 10 лет все исчезнет, но если принять меры, то восстановить можно за 5-7 лет.

Многие лесные полосы завалены мусором, те леса, которые были вырублены во время двух войн не восстановлены. Сокращение лесных посадок приведет с остепнению территории и эта опасность грозит также Грозненскому сельскому району.

Первые меры, которые необходимо принять в степной зоне – это восстановление лесополос в полупустынной зоне. Без этого никаких охранных мероприятий провести невозможно. Восстановление мелиоративных систем также будет способствовать поддержке грунтовых вод.

Мавсар Вараев