Экономика Армении после пандемии

По словам заместителя министра экономики Армении Вароса Симоняна, с 4 мая в Республике прекращается режим жестких карантинных ограничений. Возобновляется работа большинства организаций и учреждений, восстанавливается право на свободное перемещение граждан. Сохраняется лишь часть запретов – на пользование общественным транспортом, работу моллов и некоторых заведений массового скопления граждан. Режим чрезвычайного положения продолжит действовать в стране до 14 мая.

Среди прочих государств Южного Кавказа в Армении эпидемиологическая ситуация наименее благоприятная. Всего на 3 мая в стране зафиксировано 2386 заболевших – против 1894 в Азербайджане и 589 в Грузии. Также Армения опережает своих соседей по суточному приросту заболевших. Однако стоит отметить, что и процент выздоровевших также довольно высок. По этому показателю Ереван не сильно отстает от Баку, где борьба с эпидемией происходит наиболее эффективно: 1125 выздоровевших в Армении против 1411 в Азербайджане.

Досрочный выход из карантина в Армении объясняется экономическими причинами. В отличие от Баку у Еревана нет крупной экспортной энергетической отрасли, на работу которой ограничительные меры никак не повлияли. Экономика страны сильно зависит от производства и внешних торговых связей, а потому более раннее возобновление экономической и бизнес-активности необходимо для исполнения бюджетных обязательств и программ развития в 2020 г.

Экономическая реабилитация Армении особенно важна в контексте происходящих в стране политических преобразований и обещанной новым правительством «экономической революции». Как заявил сам премьер-министр страны Н. Пашинян: «Властям и общественности придется адаптироваться к жизни в условиях присутствия коронавирусной инфекции». На стимулирование экономики и поддержку граждан выделены средства в объеме 150 млрд драмов (около 312 миллионов долларов), из которых 25 млрд будут направлены на социальные нужды, 25 млрд на экономические, 80 млрд на стратегические инвестиции для преобразования экономики, 20 млрд в резервный фонд.

По прогнозу МВФ, в 2020 г. экономику Армении вполне предсказуемо ожидает спад – в пределах 2%. Наиболее тяжелым окажется второй квартал, когда экономические показатели уйдут в наибольший минус. Однако уже в третьем квартале начнется рост, который продолжится в 2021-2022 гг. В результате Армения вновь станет одной из самых быстрорастущих экономик СНГ (6-7% в год).

Прогноз МВФ совпадает с экспертной оценкой Евразийского банка развития (ЕАБР). По мнению специалистов ЕАБР, в 2020 г. армянская экономика сократится на 1.7%, но после рост возобновится: в пределах 7.4% в 2021 г. и 7.2% в 2022 г.

Нынешний кризис имеет ряд существенных отличий от кризисов прошлого, например, финансово-экономического кризиса 2008-2009 г., которые делают его менее опасным. Глобальная экономика аккумулировала немалый запас прочности. Кроме того, пандемия спровоцировала не только негативные эффекты, такие как сокращение мировой торговли, производства и рост безработицы, но и позитивные, которые весьма вероятно послужат источником быстрого восстановления мировой экономики и, в частности, экономики Армении.

Одним из источников быстрого восстановительного экономического роста станет международная кредитно-банковская система. Мировые финансы сегодня в целом достаточно стабильны. МВФ задействует свои резервы в размере $1 трлн и удвоит размер экстренного финансирования с $50 млрд до $100 млрд. Армения включена в программы помощи МВФ. В мае 2020 г. Республика получит кредит в размере $280 млн. К маю 2022 г. сумма кредита вырастет до $420 млн.

Другим немаловажным экономическим фактором в посткоронавирусный период является дешевое топливо. Это особенно актуально для Армении, поскольку в настоящий момент правительство делает ставку на развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, что неминуемо приведет к росту спроса на энергоносители. В этой связи, по мнению экономистов, стратегией армянского правительства в краткосрочной перспективе должно стать заполнение национальных топливных хранилищ.

Колебание цен на металлы также оказывает влияние на армянскую экономику. Из-за снижения промышленной активности цена медного концентрата, торговля которым дает до 20% бюджетных доходов, на лондонской бирже опустилась с $6 до $5 тыс. Вместе с тем, стоимость золота и серебра, которые приносят до 8% доходов в бюджет Армении, подскочила в условиях кризиса. Выпадающие доходы правительство будет компенсировать за счет реструктуризации отрасли и удешевления себестоимости медной добычи.

Еще одним важным фактором реабилитации армянской экономики признается укрепление внешних связей, и прежде всего на евразийском пространстве. Из-за карантина территория Армении оказалась целиком отрезана от глобальной экономики. Для решения этой проблемы Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) организовала «зеленый коридор» через Грузию, по которому в Республику беспошлинно поступают медикаменты и необходимое продовольствие.

Поскольку международная торговля еще неопределенное время будет пребывать в состоянии анабиоза, значительно возрастет значение региональной торговли внутри ЕАЭС. Помимо того, важнейшим аспектом взаимодействия стран Евразийского союза остается трудовая миграция, которая для ряда стран, и прежде всего Армении, остается важнейшим каналом финансовых поступлений.

Как показала видеоконференция глав государств ЕАЭС, состоявшаяся 14 апреля 2020 г., страны-члены Союза намерены поддерживать бесперебойное движение рабочей силы и в условиях пандемии, что однако потребует более тесной кооперации и обмена информацией. Помимо этого, на конференции были утверждены меры по обеспечению макроэкономической стабильности, повышению устойчивости финансовых рынков и платежных систем, поддержке предприятий реального сектора, расширению участия финансовых институтов ЕАЭС в обеспечении поддержки экономик стран-членов.

Иван Сидоров