Франция: и правосудие для всех…


Современная Франция позиционирует себя чуть ли не социалистическим государством, на что есть веские причины. Метрополия некогда огромной империи оказалась магнитом для народов из бывших колоний. До 6% шестидесяти шести миллионного государства составляют представители национальных меньшинств (португальцы, алжирцы, итальянцы, марокканцы, турки, баски), и государство пытается проводить инклюзивную политику с целью поддержания мира между разными этническими группами.

Но как показали события в городе Дижон, французский социализм весьма специфичен.

После того, как горячая фаза конфликта была пройдена, начались юридические разбирательства. Мэр Дижона Франсуа Ребсамен в качестве основной причины беспорядков указал медлительность Министерства внутренних дел. Опасаясь спровоцировать гнев местных меньшинств, ведомство не спешило с отправкой подкрепления.

События в Дижоне довольно быстро приобрели политический оттенок. 16 июня в районе выступила глава партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен с призывом закрыть Францию для иммигрантов (на выезде из города ее машину закидали камнями). Прокомментировал ситуацию и президент страны Эммануэль Макрон, потребовавший от МВД разобраться в проблеме и выслать из страны виновных в конфликте иностранцев.

В реакции французских властей на дижонские события прослеживается тенденциозность и предвзятость. По имеющимся данным, следствие начато против шести представителей чеченской диаспоры, в то время как виновные в нападении на чеченского юношу и его друзей пока избегают наказания. Мэр оказавшейся вовлеченной в конфликт Ниццы Кристиан Эстрози выдвинул предположение, что причиной беспорядков послужило «стремление чеченской диаспоры занять часть наркорынка Франции». Для того, чтобы развеять этот национальный стереотип по отношению к чеченцам, представители парижского чеченского сообщества намеревались провести 20 июня митинг на площади Бастилии. Но городская префектура отозвала ранее одобренное разрешение.

Дижонский конфликт не только выявил укорененные во французском обществе глубокие этнические проблемы, но и продемонстрировал несовершенство и избирательность идеологизированной государственной машины Франции. Процветающая во французских городах наркоторговля помимо всего прочего указывает на серьезные проблемы с коррупцией, поскольку, как хорошо известно, международный наркотраффик не может существовать без поддержки органов, созданных для борьбы с ним.

В атмосфере воинствующего радикального социализма власти западных государств, в особенности имеющих многонациональное население, опасаются идти на конфликт многочисленным этническими группами и ради сохранения их лояльности готовы даже ущемлять в правах менее крупные сообщества. Население чеченцев во Франции составляет порядка 65 тыс., т.е. менее 0.1% населения, причем многие из них являются вынужденными переселенцами, покинувшими свою родину из-за войны.

Очень важно, что в ответ на возникшую угрозу, чеченское сообщество добивалось легального решения проблемы и обратилось к силе лишь в качестве последнего аргумента. Важно не прекращать активную гражданскую борьбу за равноправие, чтобы французское правительство слышало голоса представителей всех сообществ, и каждому проживающему во Франции человеку вне зависимости от его этнической принадлежности было гарантировано справедливое правосудие.

Иван Сидоров