Новый военный виток между Азербайджаном и Арменией

С 12 июля на армяно-азербайджанской границе в районе Товузской (со стороны Азербайджана) и Тавушской (Армении) областей возобновились боевые действия. Стороны обмениваются артиллерийскими и минометными ударами, задействованы боевые дроны. Данные о потерях весьма противоречивы. Армения сообщает о гибели четырех военнослужащих, Азербайджан о 12 и одном гражданском. Также есть сведения о высокопоставленных офицерах в числе потерь с обеих сторон.

Данные о причинах очередной эскалации также крайне туманны. Первым в нарушении режима прекращения огня своего противника обвинил Азербайджан. В оборонном ведомстве Армении на это ответили тем, что огонь был открыт против азербайджанских военных, попытавшихся захватить стратегический пограничный пункт. Ереван квалифицирует действия Баку как провокацию.

Примечательно, что на этот раз азербайджанская дипломатия повела себя более решительно. Посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглы не исключил возможность начала полномасштабной войны с Арменией. По словам дипломата, главной целью Баку остается возвращение Нагорного Карабаха в состав страны, чего он готов добиваться наиболее эффективными методами. За годы перемирия с Арменией Азербайджан нарастил существенный военный потенциал и готов его задействовать в полной мере.

Довольно воинственными были и заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева для прессы. По его словам, «азербайджанскому народу надоели бессмысленные переговоры». Азербайджан больше не намерен ни на шаг отступать в карабахском вопросе и рассчитывает восстановить территориальную целостность страны, о чем, по мнению Алиева, следует «подумать» международным посредникам.

Мощную политическую поддержку Азербайджану в период эскалации оказала Турция. На встрече с азербайджанской делегацией министр обороны Хулуси Акар пообещал, что ни одна армянская провокация не останется «без возмездия». Турецкая армия готова по приказу отправиться в зону боевых действий для того, чтобы поддержать вооруженные силы Азербайджана.

В рамках развивающегося конфликта Армения напротив заняла оборонительную позицию, привлекая к событиям на армяно-азербайджанской границе максимально широкое международное внимание. Хотя министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян уверил в том, что Армения в состоянии защитить себя и выступить в качестве гаранта безопасности Нагорного Карабаха, приоритетом для Еревана, по его словам, является «снижение уровня напряжённости» и прекращение конфликта.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян считает, что истинная причина нападения на армянский пограничный пункт заключается в стремлении Азербайджана продемонстрировать военную мощь и бессилие международных посреднических форматов, прежде всего Минской группы ОБСЕ. Также большую долю вины за очередную эскалацию с Баку армянский премьер возлагает на Турцию, чьи действия дестабилизируют весь кавказский регион.

Международная реакция на боевые действия между Арменией и Азербайджаном оказалась довольно обширной. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ, ОДКБ, ЕС, США, Иран и Грузия призвали конфликтующие стороны прекратить кровопролитие и сесть за стол переговоров. В Лондоне, Стамбуле и Вашингтоне прошли диаспоральные митинги в поддержку одной или другой стороны конфликта. Эхо кавказской войны докатилось до главных политических столиц мира.

К политическому диалогу Баку и Еревана активно подключилась Россия. Имея давние политические связи с обеими сторонами конфликта, а также являясь сопредседателем Минской группы и важным участником ОДКБ, куда входит Армения, Москва обладает довольно большим влиянием в регионе.

Президент РФ Владимир Путин провел специальное заседание Совета безопасности, а также переговоры с лидерами Германии, Ирана и Саудовской Аравии. Глава российского МИДа Сергей Лавров встретился со своими коллегами из Армении и Азербайджана и призвал их к немедленному прекращению огня и проявлению сдержанности с учётом принятых международных обязательств.

Прокомментировал конфликт между Арменией и Азербайджаном и глава Чеченской республики Рамзан Кадыров. Вспоминая историю чеченского народа, Кадыров призвал глав воюющих стран отказаться от насилия и приложить все возможные усилия для сохранения мира. В противном случае, как отметил чеченский лидер в своем Telegram-канале, «начнутся новые провокации, пойдут нескончаемые потоки погибших, раненым не будет конца, беженцы, сироты… Но победителей не будет!»

Судя по контексту региональной и мировой политики обе стороны (в особенности Азербайджан) готовились к новой эскалации. С 18 по 22 мая в приграничных с Арменией районах прошли масштабные учения вооруженных сил Азербайджана, в которых было задействовано до 10 тыс. личного состава, а также артиллерия, минометы и беспилотники. Приблизительно в это же время в Армении заявили о создании на границе 23 дополнительных огневых позиций.

Кроме того, в июне Ереван принял новую концепцию развития вооруженных сил Армении, а в июле новую Стратегию национальной безопасности. В обоих документах закрепляется цель достижения международного признания независимости Арцаха/Нагорного Карабаха. Перед армянским военным командованием поставлена задача «формирования такой военной силы, которая будет не только сдерживать реваншистские устремления противника и удержит его от соблазна начать широкомасштабные военные действия, но и быстро лишит его способности вести войну, если он всё же поддастся этому соблазну».

Помимо этого, важно отметить, что июльские боестолкновения между Арменией и Азербайджаном, так же, как и мартовские, проходят в 300 км севернее от Нагорного Карабаха. Таким образом обмен ударами в Товушской области является довольно тревожным свидетельством разрастания межгосударственного противостояния. Карабах становится ядром более широкого конфликта между Баку и Ереваном за глобальный передел государственной границы, которая полна белых пятен.

Непосредственными причинами июльской эскалации послужил ряд факторов, среди которых:

  • Изменение общей стратегической парадигмы Азербайджана на более наступательную;
  • Военное превосходство Азербайджана над Арменией;
  • Политическая и экономическая слабость Армении;
  • Пассивность международного сообщества ввиду пандемии;
  • Активная проазербайджанская позиция Турции.

На текущем этапе развития армяно-азербайджанского конфликта Баку несмотря на громкие заявления не готов к полномасштабной войне. Последние 5-7 лет Азербайджан успешно пользуется тактикой «малых побед», которая позволяет ему в сжатые сроки достигать преимущества на всем протяжении границы с Арменией. Война потребуется Азербайджану для юридического закрепления нового политического статуса во взаимоотношениях со своим соперником, когда путем малых побед удастся захватить преимущество во всех интересующих Баку зонах.

Прошедшие в период эскалации конфликта с Арменией милитаристские акции в Азербайджане являются достаточно мрачным предзнаменованием того, что в азербайджанском обществе происходит агрессивная идеологическая накачка. Азербайджанцев готовят к возможному крупному конфликту с Арменией, а значит международному сообществу следует многократно усилить арбитражную политику в регионе.

Иван Сидоров