Перспективы карабахской войны между Арменией и Азербайджаном

После недели боевых столкновений ситуация на границе Армении и Азербайджана стабилизировалась. По сообщениям силовых ведомств Армении, с 20 июля в зоне конфликта военная активность была прекращена. Ереван поспешил заверить международных инвесторов в том, что нефтяная инфраструктура находится вне угрозы. На заседании правительства 23 июля премьер-министр Армении Н. Пашинян призвал Азербайджан отказаться от применения силы и заявил о необходимости «укрепить систему общей безопасности Армении и Карабаха».

Но установившееся на армяно-азербайджанской границе перемирие ожидаемо оказалось весьма условным. В скором времени Министерство обороны Азербайджана объявило о проведении в период с 29 июля по 10 августа совместных с Турцией учений, в которых примут участие сухопутные силы и ВВС обеих стран. К назначенному сроку турецкие военные и боевая техника прибыли в Азербайджан. С 30 июля в разных частях страны начались военные маневры.

Комментируя совместные учения с Азербайджаном, президент Турции Р. Эрдоган несмотря на усиливающееся давление на него со стороны Европы вновь выразил полную поддержку своему союзнику. «Мы не остались равнодушными к зову обездоленных в Сирии и не оставили без ответа приглашение к сотрудничеству законного руководства Ливии. С таким же пониманием мы поддерживаем усилия наших братьев в Азербайджане по освобождению оккупированных территорий» – заявил турецкий лидер.

В ответ на действия Азербайджана и Турции в пятницу 28 июля Армения привела свои вооруженные силы в полную боевую готовность. Как сообщили в пресс-офисе Минобороны, приказ поступил в соответствии с планом боевой подготовки на 2020 г. Вместе с тем армянские элиты в целом не сомневаются в том, что Азербайджан не прекратит военное наступление. Как отметил бывший спикер парламента НКР А. Гулян, Армению и Азербайджан ожидает новый этап карабахского конфликта.

Между тем, данные о положение внутри Азербайджана вынуждают усомниться в его готовности к масштабным внешнеполитическим акциям. Страна переживает серьезные политические и экономические потрясения и находится не в самом благоприятном положении для ведения войн.

Пандемия коронавируса и мартовский нефтяной шок оказали сильное влияние на экономику Азербайджана. Снижена деловая и производственная активность, падают объемы внешней торговли, растет безработица. По данным Госкомстата, спад ВВП Азербайджана в январе-июне 2020 г. составил 2.7%.

Падение цены на нефть национальной марки Azeri Light, которая дает до 90% доходов в государственный бюджет, составило более 50% – с $71.2 в январе до $26.01 в марте. Кроме того, Азербайджан как член формата ОПЕК+ взял на себя обязательства по ограничению добычи и исправно их выполняет, в связи с чем бюджет несет дополнительные издержки. Помимо этого, государство несет немалые расходы в связи с эпидемией коронавируса, которая приобрела в Азербайджане достаточно большие масштабы.

Как результат, Министерство финансов обновило прогноз на 2020 г. на более негативный. Если ранее ожидалось, что по итогам года сокращение экономики составит 3.8%, то по новым расчетам ожидается 5% рецессия. По-новому был сверстан бюджет, исходя из средней цены за баррель $35, а не $55, как было ранее. Ожидания по бюджетному дефициту также были увеличены до 3.368 млрд манат против прогнозируемых ранее 2.760 млрд.

На фоне экономических проблем обострилась внутриполитическая борьба. На новый уровень вышло противостояние политических кланов президента И. Алиева (нахичеванский) и первой леди М. Алиевой (Пашаевых). Политика президента последние несколько лет привела к усилению позиций последнего, чему «нахичеванцы» активно противостоят. В стране усилилась борьба как с системной, так и с несистемной оппозицией, в результате чего, как сообщает The Washington Post, было арестовано около 120 человек.

Международный имидж Азербайджана также оказался довольно сильно испорчен. На фоне коррупционных скандалов (икорная дипломатия в ПАСЕ) и закрытия коммерческих банков страну покидают инвесторы. Большой переполох в мировой политике спровоцировали вскрывшиеся серые схемы закупок в Словении несертифицированного оружия, которое используется в конфликте с Арменией. Такая политика не приближает Баку к возвращению потерянных земель, а увеличивает шансы превратиться в Failed state, как считает российский эксперт Владимир Прохватилов.

Тем не менее, несмотря на серьезные внутренние и внешние проблемы Азербайджан, принимая все риски, идет на обострение пограничного конфликта сознательно, поскольку в развивающемся кризисе противостояние с Арменией остается одним из популярнейших направлений государственной политики, оправдывающим накопившиеся проблемы. В данном случае азербайджанское руководство в немалой степени копирует стиль политического руководства Турции, которое по мере углубления внутренних кризисных явлений расширяет охват внешнеполитической деятельности, причем небезуспешно.

Однако в долгосрочной перспективе подобный подход себя не оправдает. Даже с учетом турецкой поддержки Азербайджан обладает ограниченным запасом прочности, тем более что отношение к Анкаре в мире также становится крайне негативным. Кроме того, однозначно против военной эскалации выступили все наиболее влиятельные международные структуры (ООН, ОБСЕ, ЕС) и государства (Россия, США). Поэтому нового этапа карабахской войны между Азербайджаном и Арменией в обозримом будущем ожидать не стоит.

Иван Сидоров