В Армении открывается новый политический сезон

После июльского военного конфликта на армяно-азербайджанской границе Армения оказалась в центре внимания международного сообщества. Несмотря на то что в период военных столкновений Ереван проводил крайне осторожную дипломатию, в мире сложился консенсус о том, что к очередной эскалации на Кавказе привели провокационные действия Армении, а именно ее решение возобновить работу старого пограничного пункта, находящегося в 15 км от магистральных азербайджанских трубопроводов.

События на армяно-азербайджанской границе имели широкий резонанс. В Венгрии, Австрии, Германии, России, США и ряде других стран прошли политические акции местных диаспор, завершившиеся в некоторых случаях столкновениями и погромами. Мировое общественное мнение снова оказалось не на стороне армянской диаспоры, которую в большинстве случаев обвинили в провокационных действиях.

На руководство Армении посыпались обвинения, причем основная претензия была предъявлена не к конкретным действиям на границе с Азербайджаном, а к непоследовательному правительственному курсу в целом, который ввел в замешательство широкое армянское международное сообщество.

Для разъяснения позиции современной Армении по ключевым внутренним и международным вопросам премьер-министр Н. Пашинян был приглашен британским каналом BBC на передачу Стивена Сакура HardTalk. В полном соответствии названию передачи, Пашиняну были прямо заданы тяжелые вопросы, касающиеся в том числе и его наиболее громких заявлений, таких как, например, «Арцах – это Армения». Однако армянский премьер дал на них весьма уклончивые ответы, чем лишь подтвердил тезис о том, что современная армянская внутренняя и внешняя политика хаотична по своей природе и лишена четкого стратегического обрамления.

Интервью Пашиняна BBC было признано очень слабым как внутри Армении, так и за ее пределами. Даже союзник армянского премьера заместитель председателя партии «Армянский национальный конгресс» Левон Зурабян отметил, что оно нанесло ощутимый ущерб имиджу страны. С подобной оценкой сложно не согласится. Пашинян не только в очередной раз поставил в ступор Москву, Брюссель и Вашингтон, но и поддался на провокации Сакура, позволив тем самым выставить себя главным зачинщиком конфликта с Азербайджаном в глазах международной общественности.

Недовольство Пашиняном растет и внутри американского истеблишмента, который ранее с ним связывал будущее Армении и армяно-американских отношений. Как стало известно благодаря расследованию газеты «Голос Армении», исполнительный директор фонда «Открытое Общество» (напрямую связанного с американским миллиардером Дж. Соросом) Лариса Минасян передала Пашиняну глубокое разочарование американских демократических кругов в связи с его публичным поздравлением А. Лукашенко с победой в президентских выборах. Реверанс в сторону белорусского лидера был очередным проявлением стратегии лавирования Армении. То, как на него отреагировали в США, говорит о том, что поле маневров для Пашиняна сокращается. От армянского премьера ждут решительных и однозначных действий.

Одновременно с проблемами на международной арене обострились внутренние противоречия в самой Армении. В начале августа возобновились протесты против добычи на золоторудном месторождении Амулсар. Проработавшая год экологическая комиссия так и не добилась конкретных результатов. 4 августа служба безопасности занимающейся разработкой рудника кампании Lydian попыталась убрать вагончики активистов, чем спровоцировала массовые выступления жителей близлежащих сел.  Протестующие перекрыли трассу Ереван-Джермук, к горе Амулсар были направлены наряды полиции.

Руководство кампании Lydian отказывается принимать требования активистов и прекращать золотодобычу на Амулсаре. Конфликт длиться уже 3 года и является лишней демонстрацией того, в насколько тяжелом положении находится Пашинян и его соратники. С одной стороны, как демократически избранный лидер Пашинян должен был уступить общественному давлению и закрыть наносящее вред экологии производство. С другой, компания Lydian была открыта на британский и американский капитал, поэтому препятствование ее работе навредит отношениям с западными партнерами, которые, как уже было отмечено, смотрят на Пашиняна с большим недоверием.

Свежая статистика по распространению коронавируса на Кавказе также представляет кабинет Пашиняна в крайне невыгодном свете. В Армении вновь зафиксированы самые высокие показатели по среднесуточному приросту заболевших (210 пациентов). Кроме того, Республика лидирует по абсолютным показателям: по общему числу заболевших (42056 случаев) и по количеству летальных исходов (833 с начала пандемии). Правительственная поддержка, при этом, распространяется избирательно.

В столичной политике также не обошлось без скандалов. На акции протеста вышли абитуриенты и их родители, которые не прошли по конкурсной программе из-за правил, разработанных новым «суперминистерством» образования, созданном из трех дореволюционных министерств. Студенческие выступления поддержало молодежное крыло партии Дашнакцутюн. Помимо этого, был арестован бывший мэр Еревана Р. Назарян, а в доме оппозиционера Г. Царукяна прошли очередные обыски.

19 августа состоялось еще одно неприятное для Пашиняна событие. После более чем двухлетнего молчания на большой пресс-конференции выступил экс-президент Армении С. Саргсян, против которого проводится парламентское расследование на предмет выявления его роли в Апрельской войне 2016 г. Таким шагом Саргсян не только нанес упреждающий удар по Пашиняну, но и сделал громкую заявку на возвращение в армянскую политику. В условиях, когда, как заметил руководитель общественного движения «Адеквад» А. Даниелян, «Армения находится в стадии холодной гражданской войны», появление таких серьезных соперников становится большим вызовом для Пашиняна и его команды.

В этой связи армянский политтехнолог К. Кочарян заметил, что на настоящий момент в Армении формируется три полюса оппозиции: вокруг экс-президентов Р. Кочаряна и С. Саргсяна, а также лидера партии «Родина», бывшего руководителя СНБ Армении А. Ванецяна. Фаворитом среди них, по мнению политтехнолога, является Ванецян как новая фигура в армянской политике. Вместе с тем эксперт исключил возможность революционного сценария в Республике, поскольку на данный момент этот потенциал исчерпан. Однако политические процессы в целом будут развиваться более интенсивно.

Иван Сидоров