Жители Чеченской Республики сами отдают кибермошенникам деньги

Жители Чеченской Республики все чаще становятся жертвами киберпреступников. По данным Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) Банка России, люди теряют свои сбережения не потому, что их счета взламывают хакеры. Чаще всего держатели банковских карт сами сообщают мошенникам персональные данные, с помощью которых последние крадут деньги доверчивых граждан.
Так было и в случае с жительницей Грозного Лейлой Д. В разгар рабочего дня ей позвонили. На экране телефона высветился знакомый номер банка. Ничего не подозревающая девушка приняла входящий звонок.
«Все произошло настолько стремительно, что я даже не успела усомниться в правдивости слов собеседника. Говорил он быстро, убедительно, так, как обычно и говорят работники банка. Обратившись ко мне по имени-отчеству, он сообщил, что кто-то пытается списать деньги с моей карты. Я как раз получила выплаты на детей, около 70 тыс. руб. Еще на карту пришел аванс. Чтобы спасти деньги, собеседник настойчиво посоветовал незамедлительно перевести их на безопасный счет. Я действовала по его инструкции. В результате осталась ни с чем», — рассказала Лейла Д.
По словам экспертов Банка России, технология подмены номера на идентичный номеру колл-центра банка позволяет мошенникам выдавать себя за сотрудников служб безопасности и под предлогом блокировки подозрительных операций похищать деньги со счетов доверчивых граждан.
«Подобная мошенническая схема получила широкое распространение еще в прошлом году. Чтобы обезопасить жителей Чеченской Республики, Банк России совместно с правоохранительными органами провел масштабную информационную кампанию в региональных СМИ и социальных сетях. Однако, основным фактором, определяющим успех киберпреступников, является низкий уровень финансовой грамотности и доверчивость граждан. Поэтому лучшая защита банковских карт — это внимательность и осторожность их держателей», — прокомментировал Иса Тамаев, управляющий Отделением Банка России по Чеченской Республике.
Чтобы не стать жертвой киберпреступников, Банк России рекомендует прервать разговор в тот момент, когда человек, представляясь сотрудником банка, просит назвать секретные данные карты или пароль для входа в интернет-банк или мобильное приложение. После этого следует вручную набрать номер телефона банка, указанный на оборотной стороне карты. Ни в коем случае не рекомендуется совершать обратный звонок, иначе велик риск вновь попасть на мошенников.
«Если ваш собеседник заявляет, что он сотрудник банка, попросите его представиться, назвать фамилию, имя, отчество, название подразделения, которое он представляет. Затем положите трубку, самостоятельно позвоните на горячую линию банка и попросите соединить вас с этим сотрудником. Цель преступника — втянуть вас в разговор, чтобы выведать нужные данные. Важно помнить, что настоящий сотрудник банка не будет оказывать на вас психологическое воздействие: пугать списанием денег, пытаться давить, торопить с принятием решения», — прокомментировал Иса Тамаев, управляющий Отделением Банка России по Чеченской Республике.
Как правило, мошеннические схемы с банковскими картами базируются на методах социальной инженерии, то есть на слабостях человека: страхе потерять деньги или желании получить что-то даром, доверчивости или любопытстве, лени или неопытности. По данным мегарегулятора, большинство хищений со счетов граждан совершается с использованием этих схем.
«Социальная инженерия является одной из главных угроз для информационной безопасности. Те же фишинговые атаки, направленные на выманивание у жертвы конфиденциальных данных, строятся на агрессивном манипулировании. То есть с помощью различных психологических приемов мошенники вынуждают жертву выдать секретную информацию», — рассказал Иса Тамаев, управляющий Отделением Банка России по Чеченской Республике.
Чтобы не попасть на удочку мошенников, Банк России рекомендует никому и ни при каких обстоятельствах не сообщать данные своей банковской карты, включая трехзначный код безопасности (CVC или CVV) на ее оборотной стороне, а также ПИН-коды и пароли из СМС от банка.
Если вы обнаружили, что с вашей карты незаконно списали деньги, то необходимо незамедлительно обратиться в банк для ее блокировки, а также написать заявление на возврат денег. С заявлением следует обратиться и в полицию по месту жительства.
В случае, если жертва сама раскрыла секретную информацию, вследствие чего преступники получили доступ к ее счетам, банк не компенсирует потери. Рассчитывать на возврат денег не придется и в том случае, если клиент недобросовестно хранил карту и данные, например, маркером записал пин-код на самой карте.
В случае, если клиент не нарушал правила использования карт и дистанционного банковского обслуживания, банк вернет деньги.