Карабахский конфликт: формирование новых международных механизмов урегулирования

За 10 дней боевых действий Нагорный Карабах стал крупнейшей горячей точкой планеты. Число жертв среди мирного населения с обеих сторон достигло 50 человек, более 200 человек было ранено. Потери среди военного персонала и военной техники исчисляются сотнями.

Неутихающие бои парализовали мирную жизнь в НКР. По данным газеты The Guardian, более половины 140 тыс. населения непризнанной республики стали беженцами. Свои дома покинули около 90% женщин и детей Карабаха. Практически целиком опустела столица НКР Степанакерт.

В дипломатической сфере наблюдается дальнейшее расхождение позиций Азербайджана и Армении. Баку продолжает требовать полного вывода вооруженных сил Армении с территории НКР в качестве главного условия перехода к переговорам. Ереван в свою очередь считает возможным начало переговорного процесса только после прекращения Азербайджаном вооруженных действий и при этом выставляет заведомо неприемлемое для Баку условие об участии в них представителей Карабаха.

Таким образом в двусторонних отношениях Армении и Азербайджана наблюдается абсолютный дипломатический тупик, из которого конфликтующие стороны самостоятельно выбраться не могут и не хотят. Возвращение Еревана и Баку за переговорный стол возможно только при активном участии международного сообщества.

Внимание мира к новой карабахской войне было высоким с момента эскалации конфликта 27 сентября. Военное противостояние Армении и Азербайджана разрушает систему безопасности на Кавказе, создавая угрозы для мирных жителей и свободной экономической деятельности в регионе, где проходят важные транзитные магистрали и трубопроводы. Возросла вероятность возникновения разрушительных техногенных катастроф. В зоне риска находятся Мецаморская АЭС и гидроэлектростанции Азербайджана. Помимо этого, источником беспокойства мирового сообщества стали прибывающие из Сирии турецкие наемники.

Крупнейшие международные организации – ООН, ОБСЕ, ЕС – осудили конфликт и призвали стороны к немедленному прекращению огня. С их точки зрения, дипломатия остается единственным способом разрешения карабахского конфликта. Однако для принуждения сторон к миру недостаточно политических заявлений. Необходимы эффективные дипломатические инструменты и рычаги давления.

За прошедшее с начала конфликта время выделилась группа стран, способных внести наибольший вклад в урегулирование конфликта. К ним можно отнести пять наиболее близких к конфликтующим сторонам государств, а именно Турцию, Иран, Россию, Францию и Грузию. Через их взаимодействие и международную деятельность будут сформированы новые механизмы урегулирования армяно-азербайджанского конфликта.

В нынешней карабахской войне Турция открыто выступила на стороне Азербайджана. При ее поддержке Азербайджан способен вести затяжную военную кампанию, которая по итогу может измотать Армению и склонить ее к принятию азербайджанских условий. Баку в свою очередь зондирует почву по поводу возможности включения Турции в дальнейший переговорный процесс в качестве четвертого члена ОБСЕ, что укрепит международные позиции Анкары.

Подобный сценарий видится маловероятным. Турция воспринимает войну в Карабахе как войну за расширение османского влияния. Остальные участники Минской группы ОБСЕ, в особенности Франция, которая вступила в открытый конфликт с Турцией в Восточном Средиземноморье, не пойдут на такие уступки. Тем не менее с учетом активной проазербайджанской позиции Турции и проблемы сирийских наемников вынести Анкару за скобки нового карабахского уравнения невозможно, а потому переговоры с ней станут важным аспектом создания новых механизмов дипломатического урегулирования.

Будучи влиятельной региональной державой, внимательно за развитием ситуации в зоне конфликта наблюдает Иран. Как сообщала иранская пресса в первые дни войны, некоторые северные провинции ИРИ пострадали от коллатерального огня, в результате чего иранская безопасность оказалась под прямой угрозой. В этой связи иранский МИД распространил сообщение о готовности Тегерана предложить Армении и Азербайджану свои посреднические услуги, но предостерег их от попыток вовлечения себя в конфликт, к каковым Иран относит любую атаку против своей территории, даже непреднамеренную.

Официальный представитель МИД Ирана С. Хатибзаде сообщил также, что у Ирана есть план мирного урегулирования, однако не раскрыл его содержания. По мнению некоторых экспертов, условия иранского арбитража могут оказаться неприемлемыми для Армении, поскольку из-за обширной азербайджанской диаспоры Тегеран вынужден принять сторону Азербайджана. На это в частности указывает заявление советника по международным делам духовного лидера ИРИ А. Велаяти, который призвал Ереван вернуть Баку территорию Нагорного Карабаха.

Очевидно, что приоритетом для Ирана является обеспечение собственной безопасности и законности при урегулировании азербайджано-армянского конфликта. Требование отдельных политических кругов ИРИ к Армении вернуть Карабах объясняется не внутренними, а внешними мотивами. Иран сильно пострадал от односторонней политики США, поэтому при урегулировании спорных международных вопросов предпочитает опираться на коллективные механизмы. Подобный подход поможет сохранить процесс армяно-азербайджанского урегулирования в легальном поле.

В достаточно непростом положении в связи с армяно-азербайджанской войной оказалась Россия, которую связывают тесные исторические и политические связи с обоими конфликтующими народами Кавказа. При ее посредничестве было заключено перемирие в 1994 г. (Бишкекский протокол). В последующем Россия регулярно становилась площадкой для встреч высшего руководства Армении и Азербайджана. Будучи членом Минской группы ОБСЕ Россия стоит на страже процесса политического урегулирования. Однако союзнические обязательства по ОДКБ вынуждают ее встать на защиту Армении.

В связи с указанными коллизиями Кремль обозначил свои «красные линии» в развивающемся конфликте. Позиция России состоит в том, что обязательства по ОДКБ распространяются только на участников договора. Нагорный Карабах не входит в организацию, поэтому перед непризнанной Карабахской республикой у России обязательств нет. Однако если под угрозой непосредственно окажется территория Армении, Москва целиком исполнит свой союзнический долг перед Ереваном.

Президент РФ В. Путин находится в постоянном контакте с руководством Армении и Азербайджана. С начала войны он провел пять телефонных переговоров с премьер-министром Пашиняном и одни с президентом Алиевым. Российский лидер призывает обе стороны к «немедленному прекращению боестолкновений и возобновлению политико-дипломатических усилий по урегулированию конфликта». 9 октября президент РФ пригласил Алиева и Пашиняна в Москву для переговоров в трехстороннем формате.

Высокую активность в процессе урегулирования карабахского конфликта также проявляет Франция. Хотя Пятая республика входит в Минскую группу ОБСЕ, война в Карабахе воспринимается Парижем в первую очередь через призму отношений с Турцией, которые балансируют на грани военного конфликта из-за противоречий в Восточном Средиземноморье. В нынешней эскалации Франция заняла антиазербайджанскую позицию, обвиняя Баку в насилии против «мирного населения» и создании условий для «интернационализации конфликта».

Для участника Минской группы ОБСЕ подобная позиция контрпродуктивна, однако с учетом диспропорции, образовавшейся в связи с участием в конфликте Турции, необходимо, чтобы Армения также получила соизмеримую внешнюю поддержку. Конфигурация итогового соглашения между Арменией и Азербайджаном будет зависеть в немалой степени от политического веса международных патронов обеих стран. С этой точки зрения, не совсем дипломатичная позиция Франции сыграет позитивную роль в урегулировании конфликта.

Грузия обладает несопоставимо меньшим влиянием в сравнении с перечисленными выше странами, но способна сыграть критическую роль в урегулировании конфликта между Арменией и Азербайджаном. Она имеет общие границы не только с конфликтующими сторонами, но и, что немаловажно, с Турцией. С начала эскалации в Карабахе грузинское руководство объявило о закрытии транзита военных грузов в обе воюющие страны, что стало одним из первых примеров реальных мероприятий международного сообщества по снижению напряженности в зоне конфликта.

На протяжении многих лет Грузия сохраняет в отношениях со своими соседями нейтралитет. Это объясняется стремлением Тбилиси обеспечить себе на Кавказе «безопасный тыл» для реализации евроатлантических амбиций и необходимостью поддерживать внутреннее единство между проживающими в стране армянской и азербайджанской диаспорами.

Несмотря на отдельные негативные примеры в целом Грузии удается сохранять мир между враждующими народами, потому она является наиболее подходящим кандидатом на роль медиатора между Арменией и Азербайджаном. Помимо этого, Грузия имеет богатый опыт миротворческой деятельности, что также может оказаться крайне востребованным на последующих этапах деэскалации.

В четверг, 8 октября в Женеве состоялась первая встреча в формате Минской группы ОБСЕ с участием министра иностранных дел Азербайджана Дж. Байрамова. Переговоры прошли в закрытом формате. Следующий раунд пройдет 12 октября в Москве, где также будет представлена армянская сторона. В промежутке работы Минской группы состоятся переговоры в Москве между лидерами России, Азербайджана и Армении в трехстороннем формате. Начало дипломатическому процессу карабахского урегулирования положено.

Иван Сидоров