Грозят ли Франции религиозные войны?

На прошлой неделе мировая общественность стала свидетелем ужасного преступления. 16 октября в парижском пригороде Конфлан-Сент-Онорин был убит и обезглавлен учитель истории и географии Самуэль Пати. Преступником оказался 18-летний юноша чеченского происхождения Абдуллах Анзоров. Мотивом преступления послужила информация о том, что на одном из уроков Пати демонстрировал ученикам карикатуры на пророка Мухаммада.
Анзоров был застрелен полицейскими при задержании. Сообщается, что юноша «отказывался бросать нож» и сдаваться правоохранителям. Его преступление было квалифицировано как терроризм. По уголовному делу проходит 15 человек, в основном родственники преступника. Семья Анзорова перебралась во Францию 12 лет назад. Ранее правоохранительные органы проводили проверки Анзоровых на предмет потенциальных связей с радикальными и экстремистскими группами, но ничего не установили.
Некоторые европейские и российские СМИ поспешили связать произошедшую трагедию с этнической принадлежностью Анзорова, проводя параллели с Бостонскими терактами, что безусловно является примером плохой информационной манипуляции. На это в своем Telegram-канале указал глава Чеченской Республики Р. Кадыров. Рамзан Ахматович выразил соболезнования семье убитого учителя и призвал СМИ не перекладывать ответственность за провалы французского правительства в области отношений с исламским сообществом на чеченский народ.
«Французское общество, говоря о демократизме, часто путает его со вседозволенностью, демонстрацией непозволительного отношения к исламским ценностям… Выступая категорически против терроризма в любых проявлениях, я призываю не провоцировать верующих, не задевать их религиозные чувства. Когда во Франции будет налажен государственный институт межнациональных и межконфессиональных отношений, тогда в стране и будет здоровое общество», – пояснил глава Чечни.
По оценкам американского исследовательского центра PEW, исламская община во Франции является самой многочисленной в Европе и насчитывает порядка 5 млн 760 тыс. человек из 69 млн населения. По неподтвержденным данным, французская исламская община еще обширнее и составляет около 15-20 млн человек. Такая разница в подсчетах объясняется особенностями французского законодательства в вопросах определения гражданства. Поскольку во Франции действует «право земли», религиозная и этническая принадлежность рожденных на территории страны детей (в том числе в исламских семьях) официально не регистрируется.
По Конституции Франция признается светским государством. Национальное правительство тщательно следит за исполнением этого принципа. В стране действую законы, запрещающие публичную демонстрацию религиозной принадлежности. Особенно жестко это требование предъявляется к мусульманскому сообществу. Мусульманам во Франции запрещается носить хиджаб, затруднена деятельность исламских организаций, в частности, тех что следят за случаями исламофобии. Из-за многочисленных ограничений мусульмане во Франции живут замкнутыми сообществами в своеобразных гетто, что препятствует их интеграции во французское общество.
2 октября президент Макрон анонсировал законопроект, который предполагает меры по дальнейшему укреплению секуляризма во Франции. В частности, закон вводит запрет на домашнее обучение детей от 3-х лет (право, которым обычно пользуются мусульмане) и расширяет функции правительства по контролю за местным исламским сообществом (в сфере образования и самоуправления). Ужесточается контроль за финансированием мечетей в стране, а также за иностранными связями религиозных организаций. Совместно с Советом мусульман Франции правительство планирует создать организацию, которая будет развивать в стране «просвещенный ислам».
Выступая в защиту законопроекта, Макрон высказал идею о том, что ислам в современном мире «переживает глубокий кризис», чем вызвал широкое недовольство мусульман во всем мире. Ряд торговых сетей в Иордании, Кувейте и Катаре объявили об изъятии французских товаров из продажи. Высший государственный совет Ливии призвал Совет министров разорвать отношения с французскими компаниями. Мусульмане из западных стран обрушились с критикой на Макрона в социальных сетях.
Довольно резко на действия французского правительства отреагировал президент Турции. Эрдоган заметил, что «атака на мусульман стала одним из важнейших инструментов, с помощью которого европейские политики могут скрыть свою несостоятельность», а также посоветовал президенту Макрону в связи с его комментариями о состоянии современного ислама «лечить психику». Париж осудил «грубые высказывания» турецкого лидера и отозвал своего посла из Турции для консультаций.
Предлагаемая Макроном идея «просвещённого ислама» является ответом на растущую в стране радикализацию религиозных групп и прежде всего исламского сообщества. Вопреки заявленной высокой цели построения справедливого общества французских граждан, Франция демонстрирует признаки глубоко проблемного государства. Как показывает официальная статистика, за последние 15 лет во Франции число сторонников радикального ислама увеличилось на 900%. Растет напряженность в отношениях между разными религиозными и социальными группами.
За последнее пятилетие во Франции произошло несколько крупных террористических актов на почве ислама. Наиболее резонансным оказалось нападение на редакцию журнала Charlie Hebdo, в результате которого погибло 12 человек. Самым же крупным терактом в современной истории не только Франции, но и Европы стала серия террористических актов в Париже 13 ноября 2015 г., в результате которых 130 человек погибло и 350 было ранено. Взявшие ответственность за теракт Аль-Каида и Исламское государство (запрещены на территории РФ) назвали их «французским 11 сентября».
Представление об исламе и мусульманах как о проблеме все прочнее закрепляется в массовом сознании французов и находит отражение в культуре. За месяц до убийства Пати Францию и (западный мир в целом) потряс очередной скандал из-за художественного фильма Милашки (Mignonnes). В своей ленте режиссер Маймуна Дукур, француженка сенегальского происхождения, противопоставила патриархальный уклад исламских семей свободным нравам французского общества. Хотя автор критикует обе крайности, ее видение было отвергнуто. Как ни странно, наибольшее недовольство «Милашки» спровоцировали среди христиан (особенно в США), которые посчитали ленту непристойной из-за того, как в ней изображены дети.
Лента «Милашки» отражает видение проблемы ислама прогрессивной частью французского общества. В отличии от США во Франции не приветствуется сохранение ее многочисленными народами своей идентичности. Однако политика ассимиляции во Франции не предусматривает каких-либо механизмов интеграции. Французские меньшинства поставлены в жесткие рамки, что и способствует их растущей алиенизации и распространению напряженности в обществе.
Общественная ситуация во Франции и в западных странах в целом накаляется по мере роста недовольства населения социально-экономическим положением. Эти тенденции актуализировались в эпоху общемирового локдауна в связи с эпидемией COVID-19. На смерть учителя Пати французская общественность отреагировала всеобщим подъемом. Распевая Марсельезу, французы встали на защиту национальных ценностей и в особенности свободы слова. Проведенные недавно опросы показали, что до 78% французов поддерживают показ религиозных карикатур в школах в качестве демонстрации права на свободу выражения мнений.
На практике принцип свободы слова действует во Франции крайне избирательно. После убийства Пати французские правоохранители ужесточили контроль за высказываниями граждан в интернете. В частности, в департаменте Луар и Шер был арестован 22-летний чеченец, поставивший лайк под фотографией убитого учителя. Ему предъявлено обвинение в терроризме. Чуть ранее 19-летняя студентка из Безансона получила условный срок за комментарий, в котором признала смерть Пати «заслуженной».
Мусульман во Франции постепенно лишают голоса и юридических средств для защиты. Для страны, в которой гарантируется абсолютная свобода личности, Франция демонстрирует средневековую нетерпимость по отношению к представителям иных культур, для которых принадлежность к ней является актом свободного выбора. Франция попала в политический парадокс: ассимиляция меньшинств ведет дезинтеграции общества, ответом на которую становится усиленная ассимиляция.
Франция уже находится на пороге конфликта цивилизаций. Указанные выше случаи являются проявлением распространяющейся в стране нетерпимости. В национальной политике необходимо что-то срочно менять, иначе Франция рискует повторить печальный опыт религиозных войн XVI в.

Иван Сидоров