Карабахский конфликт: что дальше?

После месяца боевых столкновений ситуация в Нагорном Карабахе складывается не в пользу Армении. Вооруженные силы Азербайджана прорвали единую линию обороны и взяли под контроль 186 населенных пунктов на территории НКР, включая города Джебраил, Физули, Зангелан и Губадлы. 29 октября президент Азербайджана подписал специальный указ об учреждении на занятых территориях временной администрации.

Военные неудачи Армении в немалой степени объясняются тем, что страна подошла к очередному раунду противостояния с Азербайджаном совершенно неподготовленной. Основные политические процессы в стране последние 2 года разворачивались вокруг вопроса власти. Новые революционные лидеры во главе с Н. Пашиняном закреплялись на вершине армянской политики, отстраняя от власти представителей старой элиты.

«Политические чистки» коснулись и высшего военного командования Армении. В генштабе ВС Армении прошли массовые увольнения офицеров, несколько раз менялось руководство разведки, спецслужб и полиции. Во многих случаях назначение получали лояльные новой власти люди, не имеющие серьезного профессионального опыта. Заметный ущерб был нанесен отношениям с Россией. Новый премьер негласно проводил курс на дистанцирование от главного политического союзника и гаранта безопасности Армении.

Холодная гражданская война в Армении началась между революционным правительством и «карабахским» политическом кланом, который в 1990-е гг. внес существенный вклад в обеспечение победы страны в войне с Азербайджаном и установление прочных отношений с Россией. Для того, чтобы потеснить «карабахцев», Пашинян начал продвигать собственную модель урегулирования конфликта, которая предполагала участие НКР в качестве третьей стороны переговорного процесса. Это, а также популистские заявления армянского премьера (Карабах – это Армения и точка) стали серьезными раздражителями для Баку и в немалой степени способствовали эскалации конфликта.

В условиях войны с Азербайджаном Пашинян был вынужден предпринять определенные шаги для консолидации армянских элит. В политическом обращении к нации от 14 октября армянский премьер сделал особый акцент на общей азербайджано-турецкой угрозе, против которой армянский народ и диаспора должны сплотиться в едином порыве. Однако несмотря на патетический призыв Пашиняна, оппозиция в стране консолидируется против него. Так, уже после начала войны с Азербайджаном оппозиционные СМИ занялись продвижением идеи о создании комитета «бывших лидеров Армении и Арцаха», куда должны войти главные политические противники Пашиняна – С. Саргсян, Р. Кочарян и Б. Саакян.

Бывший президент Армении Р. Кочарян проводит в Карабахе независимую от Еревана политику. В первые дни военных действий он посетил непризнанную республику в сопровождении отставных военачальников. 21 октября Кочарян провел встречу с бывшими лидерами Карабаха Б. Саакяном и А. Гукасяном, на которой присутствовал С. Саргсян. Участники встречи договорились проводить подобные консультации на регулярной основе.

Отсутствие единства внутри страны препятствует успеху Армении на внешнеполитической арене. 31 октября премьер-министр Армении Пашинян официально обратился к президенту России В. Путину с предложением начать переговоры «с целью определения рода и размера помощи которую Российская Федерация может предоставить Республике Армения для обеспечения ее безопасности, основываясь на союзнических отношениях между Арменией и Россией».

В то же время, как отмечают западные обозреватели, армянское лобби в США прорабатывает возможность реализации на Кавказе «косовского сценария», на что, в частности, указывает выступление Трампа в Нью Гемпшире. Американский лидер отметил, что США «с легкостью смогут добиться мирного урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе», как это ранее было сделано в Косово. Подобный сценарий предполагает введение в регион миротворцев НАТО, о чем прямо заявил советник президента США по национальной безопасности Роберт О’Брайен. По его словам, этот вопрос активно обсуждается с правительствами скандинавских стран.

Из-за очевидной двойственности армянской политики Россия придерживается сдержанного подхода в карабахском вопросе. Как заявил президент Путин на пленарном заседании инвестиционного форума ВТБ «Россия зовет!», главный принцип «долгосрочного урегулирования в Нагорном Карабахе заключается в нахождении баланса интересов, который устраивал бы обе стороны».

Таким образом, Армения оказалась в военном противостоянии с Азербайджаном, переживая глубокий внутриполитический кризис. Для разобщённых армянских элит карабахский вопрос является предметом спора, поскольку его решение определит не только будущее отношений с Азербайджаном, но и курс развития страны в целом.

Как уже было отмечено выше, по мнению многих военных обозревателей, Азербайджан одерживает верх в военном противостоянии с Арменией. Азербайджанская армия вплотную подошла к Лачинскому коридору и готова до наступления зимы перекрыть главную транспортную артерию, связывающую Нагорный Карабах с территорией Армении. Однако вопрос «что дальше» также остро стоит и для Баку.

Так же, как и в соседней Армении, в Азербайджане происходит смена политических элит. Столичный клан Пашаевых потеснил долго находившихся на вершине политической иерархии «нахичеванцев». После ухода с поста главы администрации Р. Мехтиева, одного из лидеров «старой нахичеванской гвардии», по стране прокатилась волна громких отставок и судебных процессов.

Успешная война против Армении, а тем более победа и возвращение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана несомненно станут мощным подспорьем для формирования новой вертикали власти. Вместе с тем, восприятие Баку на международной арене также измениться. Из «жертвы агрессии» Азербайджан станет рядовым участником международных отношений, к которому будут предъявлены соответствующие требования.

До войны Азербайджан находился под жесткой критикой в западной прессе. Баку критиковали как за проблемы с правами человека внутри страны, так и за «восточный подход» в отношениях со странами Европы (например, «икорная дипломатия»). Британская BBC выдвинула предположение, что после окончания войны политические репрессии в Азербайджане усилятся, в связи с чем правовой вопрос вновь станет главным в отношениях с западным миром.

Готовясь к противостоянию с Арменией, Азербайджан вступил в военно-политический альянс с Турцией и поддержал ряд спорных международных решений Анкары. По этой причине наступление Азербайджана в Карабахе все плотнее ассоциируется пантюркистским экспансионизмом Эрдогана. Данная проблема сильно беспокоит мировую общественность. Во время интервью президента Алиева американскому каналу Fox News, вопросы о связях Азербайджана с Турцией звучали наиболее остро.

В целом, несмотря на то, что Баку руководствуется в своих действиях резолюциями ООН, отношение к его действиям в Карабахе в мире крайне настороженное, особенно на фоне сообщений о применении им в боях белого фосфора.

Таким образом, для Азербайджана главным становится проблема политической самоидентификации, причем как во внешнеполитическом отношении, так и во внутриполитическом. От этого будет зависеть не только международный имидж государства, но и безопасность кавказского региона в целом.

Иван Сидоров