Перспективы участия Турции в карабахском урегулировании

17 ноября парламент Турции одобрил указ президента Эрдогана об отправке турецких военных в Азербайджан. Срок пребывания турецкой экспедиции на азербайджанской территории составит один год. Как пояснил сам Эрдоган, турецкие подразделения присоединяться к миротворческой миссии в НКР для наблюдения за исполнением сторонами соглашения от 10 ноября.

Российско-турецкий миротворческий центр создается на основании меморандума о взаимопонимании, подписанном министрами обороны России и Турции С. Шойгу и Х. Акаром. Центр будет функционировать на территории Азербайджана. Его главными задачами станет сбор, обобщение и проверка данных о соблюдении режима прекращения огня, а также реагирование на случаи нарушений мирного процесса одной из сторон.

Тем не менее ни в российско-турецком меморандуме, ни в мирном соглашении от 10 ноября нет пункта о введении в регион турецких вооружённых сил в качестве миротворцев. Как пояснил российский МИД, «отправка Турцией своих военных в Азербайджан является суверенным решением Анкары». По факту турецкий контингент размещается в Азербайджане на основании двусторонних договорённостей Баку и Анкары.

По признанию мировых экспертов, нынешняя карабахская война является безоговорочным успехом для Турции. Анкара не только подключилась к дипломатическому урегулированию в обход позиций США, Европы и ОБСЕ, но и через победы азербайджанской армии доказала высокую эффективность своих военных тактик и технологий. Турецкие дроны стали негласным символом военного превосходства азербайджанской армии. Армянские силы оказались не способны что-либо им противопоставить.

Завоевания Азербайджана рассматриваются Анкарой в качестве победы тюркского мира, что крайне важно в контексте турецкой политики на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье. Послевоенная политическая реальность на Кавказе создает крайне благоприятную среду для дальнейшего распространения неоосманской политики Эрдогана. В частности, торговый коридор в Нахичевань откроет для Турции прямой доступ на азербайджанский рынок, что позволит вывести отношения двух тюркских народов на новый уровень.

Благодаря участию в армяно-азербайджанском урегулирования Турция закрепляется в роли активного участника кавказской политики, что в перспективе расширяет ее возможности в поясе тюркских государств от Черного моря до западных границ Китая. Анкара будет последовательно отстаивать новообретённый плацдарм. Для этого Турция отправляет в Азербайджан военный контингент. Кроме того, был объявлен ряд инициатив, нацеленных на поддержку азербайджанских тюрок. В частности, турецкие ВУЗы готовы предоставить стипендии пострадавшим от конфликта с Арменией молодым людям.

Несмотря на высокое значение кавказского направления для Турции в среднесрочной перспективе ее политика в регионе останется сдержанной. Для Анкары важно утвердиться в качестве конструктивного участника кавказской политической системы, поэтому она охотно будет принимать участие в коллективных мирных инициативах. Кроме того, важной задачей для Турции становится поддержание конструктивных отношений с Россией, которая, как показало соглашение от 10 ноября, сохраняет безоговорочно высокое влияние в регионе.

Турецкие эксперты в свою очередь уверяют, что российско-турецкий альянс способен добиться большого успеха в карабахском вопросе. В качестве обоснования этого тезиса приводиться опыт взаимоотношений России и Турции в Сирии и Ливии, где несмотря на имеющиеся разногласия достигнут существенный прогресс. Высказывается мысль о том, что общее стремление Москвы и Анкары к миру и безопасности на Кавказе поможет сгладить острые углы и наладить плодотворное взаимодействие.

Но, если Россия заняла осторожную выжидательную тактику, то ряд влиятельных в регионе стран открыто заявили о неприятии Турции в качестве «кавказского брокера». В привычной для себя роли критика режима Эрдогана выступил Париж. В официальном сообщении администрации Макрона говорится о том, что наблюдением за мирным процессом в НКР должна заниматься международная мониторинговая миссия ОБСЕ. Альтернатив международному арбитражу в НКР нет.

Отношения между Парижем и Анкарой накалены не первый месяц, потому любые направления, где Турция может обрести преимущество, Париж будет стараться заблокировать. На предстоящем в декабре заседании Совета ЕС будут обсуждаться потенциальные санкции против Анкары, и парижская дипломатия будет использовать любой повод для склонения остальных членов организации к их принятию. Глава внешнеполитического ведомства Франции Жан-Ив Ле Дриан уже предостерег Анкару от вмешательства в начавшийся в Карабахе мирный процесс, иначе это повлечет введение против нее санкций.

20 ноября Сенат Франции принял решение вынести на голосование резолюцию о признании независимости Нагорного Карабаха. Слушания по этому вопросу пройдут 25 ноября. Один из авторов законопроекта объяснил данную инициативу тем, что «только ее (НКР) независимость может надежно гарантировать права и свободы населения Нагорного Карабаха перед лицом турецкого исламистского экспансионизма».

Вовлечение Турции в карабахское урегулирование при определенных позитивных аспектах в среднесрочной перспективе закладывает основания для глубоких международных противоречий в долгосрочной. За каждым новым шагом Турции на международной арене тянется негативный шлейф принятых за последние несколько лет решений. В Нагорном Карабахе турецкий фактор может привести к нарушению и без того хрупкого баланса между Арменией и Азербайджаном.

Иван Сидоров