Франция открывает антитурецкий фронт на Кавказе

В среду 25 ноября сенат Франции 305 голосами из 306 принял резолюцию о признании независимости Нагорного Карабаха. Армянский премьер-министр назвал это голосование «историческим». По его словам, оно подтверждает, что «признание Арцаха входит в международную повестку дня».

Но, как почти сразу выяснилось, никаких немедленных юридических последствий документ не повлечёт. Резолюция французского сената носит рекомендательный характер и по факту лишь вносит на рассмотрение правительства вариант признания независимости НКР. Французский МИД довольно однозначно указал на невозможность подобного сценария.

«Одностороннее признание Францией независимости Нагорного Карабаха не было бы полезно никому: ни Армении, ни населению Карабаха, ни Франции, ни другим сопредседателям Минской группы (ОБСЕ), ни Европе. Это не политика правительства (Франции), это не политика Армении, это не политика наших партнеров», – заявил госсекретарь при МИД Франции Жан-Батист Лемуан.

Французский дипломат сделал совершенно справедливое замечание. Признание независимости НКР вне зависимости от эмоционального восприятия конфликта противоречит базовым правовым принципам урегулирования. Сама Армения, подчиняясь им, также не признала независимость Карабаха, о чем пользователи Facebook напомнили армянскому премьер-министру под его публикацией на соответствующую тему.

Но даже несмотря на необязательный характер принятой резолюции Франция сказала свое слово, и оно было услышано. Судя по комментариям в фейсбуке Пашиняна армянская диаспора оценила жест французского парламента и если кого-то и винит в случившейся для армянского народа катастрофе, то только современное руководство Армении. Армянская диаспора во Франции насчитывает 600 тыс. человек и является второй по влиятельности после американской. Приняв резолюцию о признании НКР, Париж заполучил поддержку мощного политического союзника.

Тот факт, что президент Франции Э. Макрон никак не комментировал прошедшее в сенате голосование, говорит о том, что, по всей видимости, оно действительно является важным. На данный момент вопрос о признании Францией независимости НКР находится в суперпозиции. Правительство может отправить резолюцию в архив и не обращаться к ней вовсе. Однако при необходимости ей довольно быстро может быть дан зеленый свет, что теперь вынуждены учитывать Азербайджан и Турция.

В Баку в связи с голосованием по резолюции в МИД был вызван французский посол Закари Гросс. Ему была вручена нота протеста, в которой было отмечено, что принятая сенатом Франции резолюция противоречит принципам международного права, Уставу ООН и Хельсинкскому заключительному акту. Парламент Азербайджана в связи законодательной инициативой французских парламентариев призвал исключить Францию из Минского формата. Посол Гросс ответил на этот счет, что доведет претензии до сведения своего правительства.

Главным адресатом французского демарша является не столько Азербайджан, с которым у Парижа нет больших противоречий, сколько Турция, которая для него за последний год стала главным противником, как в Европе, так и в Передней Азии.

В резолюции от 25 ноября французский сенат не только предлагает правительству признать независимость НКР, но и осудить агрессию Азербайджана и Турции, а также потребовать вывода азербайджанских вооруженных сил из занятых населенных пунктов. Выступая в поддержку законодательной инициативы, французские парламентарии резко критиковали турецкий неоосманский национализм и говорили о необходимости расследования военных преступлений в регионе.

Для Франция резолюция по Нагорному Карабаха является еще и продолжением внешней и внутренней политики по распространению французского влияния и укреплению республиканских ценностей. Париж не только обвиняет Турцию в нарушении регионального статуса-кво, но и в поддержке радикальных исламистских идеологий в Европе, и прежде всего во Франции.

Во время горячей фазы войны в Карабахе резонансной новостью в мировых СМИ стало сообщение об участии французского ультранационалистического движения Zouaves Paris (ZVP) в войне на стороне Армении. Лидер ZVP Марк де Кокерей-Валменье открыто заявлял, что европейские правые намерены «защищать Карабах от турецкой исламизации». В будущем Валменье хотел бы в сотрудничестве с Ереваном создать «бригаду иностранных добровольцев». Интерес же к Карабаху Валменье объясняет тем, что «там решается будущее Европы».

Общий антитурецкий и антиисламский контекст, господствующий во Франции, усилил восприятие резолюции сената. Турецкие официальные лица и СМИ выступили с резкой критикой французских законодателей. Действия Франции были названы «нереалистичными, предвзятыми и провокационными», что также было использовано Турцией для критики Минского формата, который за много лет, по ее наблюдению, не продвинулся в решении карабахской проблемы ни на шаг.

Пока Турция еще не успела оправиться от удара со стороны Франции, Европарламент сделал следующий шаг в сторону формирования единой европейской антитурецкой политики. 26 ноября, на следующий день после голосования во французском сенате, евродепутаты приняли схожую с французской резолюцию, призывающую Европейский совет наложить на Турцию санкции из-за ее политики в Восточном Средиземноморье.  В документе отмечено, что ЕС необходимо играть более активную роль для продвижения переговоров с Турцией по кипрскому вопросу под эгидой ООН, а будущее Кипра возможно только при условии единства греческой и турецкой общин острова.

Лидеры стран Евросоюза продолжат обсуждение турецкого вопроса на саммите 10-11 ноября, и, как сообщает греческое издание Ekathimerini, французская дипломатия прикладывает немалые усилия для того, чтобы заручиться поддержкой как можно большего числа стран для принятия решения о санкциях. Планируется наложить ограничения на турецкий банковский, энергетический и транспортный сектора с целью ограничить ее возможности по добыче углеводородов. Также на повестке лишение Турции статуса преференциального торгового партнера и кандидата на вступление в ЕС.

Таким образом, резолюция сената Франции о признании независимости НКР является частью глобальной антитурецкой политики. Париж усиливает дипломатическое наступлению на Турцию по всем направлениям, используя для этого каждый удобный случай. С принятием резолюции от 25 ноября на Кавказе был открыт новый антитурецкий фронт, который дает французской дипломатии дополнительные ресурсы в региональном противостоянии с Турцией.

Иван Сидоров