Инфарм войны

Во вторник избранному президенту США Джо Байдену в прямом эфире ввели вакцину против COVID-19, разработанную американской Pfizer и немецкой BioNTech. Все мировые СМИ облетели кадры, на которых полный энтузиазма 78-летний политик наблюдает за тем, как чернокожая врач делает ему заветный укол. Сообщается, что вице-президент К. Харрис, ее муж Д. Эмхофф и даже пресс-секретарь Белого Дома Джен Псаки в скором времени также пройдут через процедуру вакцинации.

Более внимательное отношение Байдена и демократов в целом к коронавирусной пандемии послужило хоть и не главным, но все же немаловажным фактором их победы на президентских выборах в ноябре. В этом плане политический успех Байдена является ярчайшей демонстрацией такого нового явления в мировой политике, как инфарм войны.

Пандемия коронавируса оказалась одним из наиболее значимых событий не только уходящего года, но и всего XXI в. Ни одно событие за прошедшее с начала третьего миллениума время не влияло на жизни людей на планете столь бескомпромиссно. Произошли коренные изменения в самой структуре взаимодействия обществ и отдельных индивидуумов.

Разумеется, событие, оказавшее такое воздействие на общество, не могло не отразиться на структуре его управления. Вопросы, связанные с коронавирусом и мерами по преодолению негативных следствий пандемии, вышли на первый план во внутриполитическом дискурсе большинства стран. В международных отношениях вакцинная дипломатия превратилась в мощнейший инструмент влияния.

Ввиду высокого спроса на вакцину от COVID-19 мировые фармакологические компании бросили все ресурсы на ее разработку. Обычно на создание вакцины уходят годы и даже десятилетия, но в нынешних чрезвычайных условиях процесс производства был ускорен.

На текущий момент как минимум десять вакцин претендуют на роль пенициллина XXI в. Четыре были разработаны китайскими компаниями, три американскими корпорациями Novavax, Moderna и Pfizer (совместно с немецкой BioNTech и китайской Fosun Pharma), одна британской AstraZeneca, одна бельгийской Janssen Pharmaceutical и одна вакцина Спутник V российским Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи.

Разработка вакцины от коронавируса и сопровождающие ее политические процессы очень напоминают космическую гонку между СССР и США времен Холодной войны с той лишь разницей, что в нынешней геополитической битве национальных научных школ большую роль играет внутриполитический фактор.

На международной арене содержание инфарм войн выражается в стремлении наиболее влиятельных стран мира первыми заполучить доступ к вакцине. С учетом постоянных мутаций вируса, что, например, на данный момент наблюдается в Британии, обладание вакциной и технологиями для ее синтезирования предоставит серьезные политические преимущества на долгосрочную перспективу.

Страны, в которых идет разработка вакцины, стараются за счет своей временной монополии укрепить влияние в регионах, представляющих для них наибольший интерес. Первым подобную тактику во многом вынужденно опробовал Китай. Вынужденно по той причине, что перед Пекином встала острая необходимость реабилитироваться на международной арене, поскольку американские политики устами американских СМИ обвинили КНР в начале пандемии. Однако Поднебесная довольно быстро обратила недостаток в преимущество. Китайская вакцина на данный момент востребована в Африке, Южной Азии, Полинезии и Европе. Желая повторить успех Китая, к фармакологической гонке подключились США, Европа и Россия.

Другая сторона международных инфарм войн заключается в конкуренции стран между собой за приобретение достаточного количества вакцин. Наибольшее число предварительных заказов поступило из наиболее богатых стран мира: США (300 млн доз), Великобритании (340 млн доз), Японии (120 млн доз), Австралии (85 млн доз). Евросоюз централизованно закупит 600 млн доз на первом этапе и еще столько же на следующем. Большие заказы также сделали некоторые развивающиеся страны, например, Индия, Индонезия, Вьетнам и Бразилия.

В противовес доминирующему в международных отношениях вакцинному национализму ряд политиков, крупных бизнесменов, фондов и международных организаций (ВОЗ) объединили усилия для создания инфраструктуры для справедливого распределения вакцины по всему миру. Как справедливо отмечают сторонники такого подхода, невозможно победить пандемию в рамках национальных границ.

Так был сформирован Фонд глобального доступа к вакцинам COVAX (Vaccine Global Access (COVAX) Facility) при ВОЗ. На данный момент инициативу прямо или косвенно поддержали 172 страны мира. Главным принципом COVAX является идея о том, что вакцина от COVID-19 является общим благом, которое необходимо распространять по всему миру равномерно, вне зависимости от того, где она была произведена, и платежеспособен ли ее потенциальный потребитель.

Но как бы не были гуманны доводы участников COVAX, все-таки она является примером живой утопии. Фонду COVAX не хватает финансирования, а две страны, где ведутся передовые разработки вакцины, Китай и США, не присоединились к глобальной инициативе. В конечном итоге синтезирование вакцины является дорогостоящим процессом. Траты на научные исследования, клинические испытания и производство исчисляются десятками миллиардов долларов. Потому вакцину в конечном итоге получит тот, кто может за нее заплатить.

Но даже при всем макиавеллистском характере международных инфарм войн, в рамках этого процесса человечество пусть и медленно, но приближается к преодолению нынешнего кризиса. За счет конкуренции государств и корпораций конечный продукт все же доходит до потребителей, и, хочется верить, число людей иммунных к COVID-19 будет расти. По подсчетам упомянутой ВОЗ, для того, чтобы считать вирус побежденным, необходимо, чтобы показатель коллективного иммунитета достиг 70%.

Тем временем то, как инфарм войны повлияли на внутриполитические процессы в мире, напротив отдаляет человечество от победы над вирусом.

Если в марте 2020 г. население большинства стран относительно спокойно восприняло новости о локдауне, то сейчас каждое объявление об ужесточении мер карантина вызывает острейшее недовольство. К критике правительств присоединяются оппозиционные силы, требующие от своих оппонентов у власти детальных планов по выходу из усиливающегося кризиса. Но, как не сложно догадаться, в подобных условиях детальный план невозможен, а потому политический процесс сводиться в большинстве случаев к пустой трате времени. Подобная ситуация, например, наблюдается в Великобритании, где правительство было вынуждено сделать рекордные закупки вакцины именно из-за мощной критики в свой адрес.

По мере затягивания коронакризиса растет и общественное недовольство. Все большее число граждан присоединяется к группам и движениям, отрицающим коронавирусную угрозу. Для многих людей экономические последствия карантина гораздо более реальны и разрушительны, чем вирус, смертность от которого составляет порядка 1%. К ним же, как правило, примыкают и антипрививочники, отказывающиеся выступать в роли «лабораторных обезьянок» для корпораций.

Наиболее заметна в этом отношении Германия, где регулярно проходят акции так называемых Керденкеров (нем. Querdenker) или «свободномыслящих», собирающие десятки тысяч сторонников. Подогретую Керденкерами общественную площадку стараются использовать в своих интересах ультраправые силы Европы, также набравшие дополнительные политические очки за время пандемии. Зачастую на мероприятиях коронаскептиков можно услышать антисемитские и шовинистические лозунги, что создает дополнительное напряжение в обществе.

В США в лучших традициях Голливуда борьба с коронавирусом была превращена политиками в грандиозное шоу, победителя которого в финале ожидала награда в виде президентского кресла. Д. Трамп слишком поздно запрыгнул на этот поезд, что, как мы уже заметили, стоило ему в немалой степени политической карьеры. Победа досталась озвучивавшим «правильные» лозунги демократам, которые в качестве одного из первых политических событий своего правления запустили флешмоб по вакцинации высших слоев американского истеблишмента.

Но вполне закономерно агрессивное вмешательство политики в процесс борьбы с коронавирусом спровоцировало обратный эффект. Новейшие социологические исследования установили прямую связь между участием политиков в пропаганде вакцинации и нежеланием граждан прививаться. По данным института Gallup, число граждан готовых принять вакцину от коронавируса уменьшилось с 66% в июле 2020 г. до 50% в сентябре, как раз в период начала мощной предвыборной агитации. Причем отторжение граждан по отношению к политической пропаганде вакцинации находится приблизительно на одном уровне, вне зависимости от какой партии она исходит.

Как видно из примеров выше, вирус COVID-19 приводит к обострению хронических общественно-политических проблем наций и государств. И если на международной арене политическая борьба хотя бы способствует распространению лекарства, то на национальном уровне стремление политиков казаться самыми сознательными и здоровыми приводит лишь к раздражению граждан и росту социального напряжения. В этой благоприятной среде разного рода скептики и маргиналы получают дополнительную популярность, что в целом способствует снижению реактивности обществ к политическим потрясениям.

Иван Сидоров