Байден запускает «перестройку» демократического мира

2021 год евроатлантический мир встретил, переживая глубокий кризис идентичности. Трамповская четырехлетка была эпохой безвременья для либерально-демократического мира, ставшей серьезным испытанием для его базовых ценностей. Разочарование в США и ее экстравагантном лидере достигло таких масштабов, что многие европейские народы поддержали протесты BLM летом 2020 г. Окончательный удар по терпению европейцев нанесла пандемия COVID-19 и ее экономические последствия.

В начале года одновременно в трех европейских странах произошли крупные политические волнения. В Бельгии противники колониального прошлого королевства вышли на демонстрации после гибели в полицейском участке 23-летнего иммигранта Ибрагима Барриэ. В Нидерландах после митингов в связи со сбоем в системе распределения детских пособий подало в отставку национальное правительство. Во Франции более 30 тыс. человек (по отдельным данным 200 тыс.) вышли на марш протеста против закона «О глобальной безопасности», который предусматривает дополнительные правовые гарантии для чиновников и полицейских.

Но наиболее резонансные события можно было наблюдать все же в Новом свете, который за последние годы стал основным источником политической нестабильности в евроатлантическом мире. 6 января недовольные результатами выборов, либо вовсе считающие их сфальсифицированными американцы организовали у Капитолия протестную акцию, которая завершилась захватом здания парламента и срывом процедуры утверждения избранного демократического кандидата Джо Байдена в качестве законного президента США.

Хотя сторонники Трампа громко заявили о себе, их бунт изначально был обречен на провал. Даже если бы протестующим удалось удерживать здание парламента в осаде на протяжении недель или месяцев, это никак бы не повлияло на работу американской государственной машины. Кроме того, «штурм Капитолия» предоставил противникам Трампа, долгое время обвинявшим его в стремлении к узурпации власти, мощнейший аргумент, позволивший выстрелить по уходящей администрации и республиканской партии в целом из всех информационных орудий.

Накануне инаугурации Джо Байдена 20 января в некоторых штатах США вооруженные люди собрались у региональных зданий парламента в поддержку 2 поправки, дающей право на свободное ношение огнестрельного оружия. Но как эти акции, так и выступления противников Байдена 20 января были немногочисленными и прошли практически незаметно. По итогу Байден беспрепятственно и с ощутимыми имиджевыми приобретениями вступил в должность президента Соединенных Штатов.

Заняв желанное кресло в Овальном кабинете, Байден незамедлительно приступил к исполнению своих прямых обязанностей. В первый же день работы Байденом было подписано 17 распоряжений и указов, которые блокировали ряд ключевых решений его предшественника.

Президент Байден отменил возведение стены на границе с Мексикой, снял запрет на въезд в США для граждан шести мусульманских стран, приостановил строительство нефтепровода Keystone (для экспорта канадской нефти), а также восстановил членство США во Всемирной организации здравоохранения и Парижском соглашении об изменении климата. Также были ужесточены отдельные меры по борьбе с пандемией COVID-19 и анонсированы дополнительные социальные расходы.

Кипучий энтузиазм Байдена объясняется амбициозностью поставленных демократами целей. 46-й президент США намерен восстановить целостность глобального демократического мира и лидерство Америки в нем, ликвидировав тем самым «деструктивное» воздействие Трампа на национальную и мировую политику. Одним из предвыборных обещаний Байдена было провести в 2021 г. Глобальный саммит за демократию (Summit for Democracy), который бы символизировал возвращение Соединенных Штатов к своей привычной международной роли.

В недрах демократической партии США теплится надежда, что изголодавшиеся по американской исключительности страны «свободного мира» охотно вернуться к проверенному формату отношений, и Глобальный демократический саммит станет центром принятия важнейших решений. Не случайно в повестку дня работы Саммита предлагается включить вопрос о борьбе с коронавирусом, который было бы уместнее обсуждать на площадках ВОЗ или G20.

Поэтому, как справедливо отметила газета The Guardian, замысел американских демократов видится абсолютно бесперспективным. Строительство единого демократического мира является устаревшей внешнеполитической доктриной США, которая привела к неутихающим конфликтам на Ближнем Востоке, постсоветском пространстве и т.д. Кроме того, разделение мира на демократический и недемократический, с исключением из диалога таких стран как Китай и Россия, в условиях глобальной пандемии и растущей политической мобилизации обществ лишь отчетливее очерчивает трещины в современном мировом порядке.

Недоверие вызывают и методы, к которым готова прибегнуть администрация Байдена для воплощения своих политических программ. Современные демократы в США находятся во взаимовыгодном альянсе с крупнейшими цифровыми корпорациями, такими как Google, Facebook, Amazon, Apple и т.д. Администрацию Байдена возглавил Рон Клейн, считающийся крупнейшим лоббистом интересов цифровых корпораций, что указывает на то, что тесное политическое сотрудничество цифровиков и демократов продолжится и будет укрепляться.

Вступление Байдена в должность президента оказалось напрямую связано с мощнейшей атакой на свободу слова в истории США. После волнений на Капитолийском холме Д. Трамп и ряд республиканских политиков были забанены на ключевых цифровых информационных площадках (Twitter, Facebook, YouTube, Twitch), а, кроме того, были заблокированы банковские счета некоторых членов Республиканской партии. Даже если в действиях Трампа и был подпадающий под соответствующие статьи национального законодательства преступный мотив, он как и любой американец заслужил честного разбирательства и публичных слушаний. Но Трампу в этом праве было отказано.

Запуская демократическую «перестройку», президент Джо Байден заранее приготовил цифровые «кнут и пряник» для наказания всех неверно мыслящих и поощрения тех, чьи сигнальные системы настроены на нужный резонанс. Вот только это путь в никуда. При таком подходе ни о какой перезагрузке проекта глобального демократического мира и речи быть не может. Скорее о попытке построения цифровой диктатуры, подкрепленной диктатурой доллара.