Грузия: политическая перезагрузка?

Череда громких отставок в Грузии продолжается. 18 февраля на специальном брифинге премьер-министр страны Георгий Гахария сообщил о намерении покинуть свой пост. Как пояснил премьер, его решение подкреплено верой в то, что «этот шаг будет способствовать снижению поляризации в стране», поскольку внутриполитический раскол стал источником постоянной нестабильности, препятствующей здоровому развитию государства.

Стоит отметить, что отставке Гахарии предшествовал ряд крупных политических потрясений.

После объявления об уходе из национальной политики лидера «Грузинской мечты» Б. Иванишвили аналогичные процессы начались в оппозиционных партиях. «Единое национальное движение» (ЕНД) покинул Г. Вашадзе. Его место занял молодой политик Ника Мелия. Затем структурная перестройка была объявлена в руководстве партии «Европейская Грузия – движение за свободу».

Не успел новый глава ЕНД Ника Мелия приступить к исполнению своих обязанностей, как суд постановил заключить его под стражу в связи с истечением срока оплаты залога в 70 тыс. лари, установленного для Мелии в качестве меры пресечения по делу о беспорядках 20 июня 2019 года (Ночи Гаврилова). По данным следствия, именно Мелия призывал митингующих к штурму здания парламента.

Тем временем сформированный в результате октябрьских выборов парламент фактически работает в «однопартийном» режиме. Из 60 оппозиционных депутатов в заседаниях высшего законодательного органа принимает участие лишь 4 депутата от «Альянса патриотов Грузии» и 2 от партии «Граждане».

В этих непростых условиях Гахария и подал в отставку. Крайней точкой, по его личному признанию, стали разногласия с сопартийцами по поводу ареста Мелии.

Оппозиция приняла новости об отставке Гахарии с большим энтузиазмом. Политические противники премьера всегда пытались представить его как тайного союзника Москвы, ведущего Грузию в сторону от евроатлантического мира. Вместе с уходом Гахарии целиком будет обновлен состав правительства, а значит открываются новые окна возможностей.

Параллельно бурным грузинским событиям в Киеве активизировался бывший президент страны М. Саакашвили. С мая прошлого года он занимает высокий пост главы Исполнительного комитета Национального совета реформ Украины – фактически советника президента Зеленского по экономическим реформам. В начале февраля по его призыву члены и сторонники ЕНД прошли маршем по центру Грузии. Отставку Гахарии Саакашвили признал важной победой оппозиции и призвал оппозиционные движения Грузии не останавливаться, чтобы «довести дело до конца».

Как отмечают грузинские аналитики, в нынешних условиях действительно крайне вероятным становится сценарий досрочных выборов. Уход с политической арены примелькавшихся лидеров и выдвижение на первый план «новых мучеников», на роль одного из которых претендует, в частности, Мелия, действительно могут перезапустить уже не первый год дающую сбой политическую систему Грузии.

Важно обратить внимание еще на одну деталь. В то время как в правящей партии «Грузинская мечта» все сильнее проявляется внутренняя раздробленность (выделяется клан мэра Тбилиси Кахи Каладзе, клан экс-премьера Ираклия Гарибашвили, кахетинский клан, клан силовиков, клан новых комсомольцев, личная гвардия Бидзины Иванишвили), оппозиция вынесла уроки из провальных нескольких последних лет и начала движение в сторону объединения.

После оглашения решения суда об аресте Ники Мелии было опубликовано совместное заявление, подписанное 20 оппозиционными партиями. В них оппозиционеры выразили поддержку несправедливо осужденному Мелии и объявили полную солидарность в борьбе с «тотальным авторитаризмом «Грузинской мечты»».

Как бы то ни было пока правящая партия действительно находится в более уязвленном положении. Если после ухода Гахарии решение об аресте Ники Мелии все-таки будет претворено в жизнь, «мечтателей» вновь нарекут «узурпаторами», и объединенная оппозиция, поддерживаемая в том числе из-за рубежа, обрушится на власть с новой силой. С другой стороны, если решение об аресте будет отменено, либо проигнорировано в разразившейся политической неразберихе, власть продемонстрирует свою слабость, что также немедленно будет трактовано как сигнал к действию.

На текущий момент известно, что на политсовете партии «Грузинская мечта» было принято решение о назначении премьером Ираклия Гарибашвили. Гарибашвили уже занимал этот пост в период с 2013 по 2015 гг. и зарекомендовал себя как твердый политик и надежный союзник Б. Иванишвили. По всей видимости, на «легкий бой» грузинской оппозиции рассчитывать не стоит.

 

Иван Сидоров