Международные войны санкций

На встрече глав МИДов Европейского союза в конце марта был принят новый пакет санкций против лиц виновных, по мнению Брюсселя, в нарушении прав человека. В списке оказались граждане Китая, Северной Кореи, Ливии, Южного Судана и России. Российская часть санкционного списка ЕС на этот раз представлена исключительно чеченскими политиками – заместителем председателя правительства Чечни А. Висмурадовым и начальником аргунского управления МВД А. Катаевым.

Санкции были введены Евросоюзом посредством нового «упрощенного» юридического механизма. В декабре 2020 г. Совет ЕС принял аналогичный американскому «акту Магницкого» документ, который предоставляет возможность организации вводить ограничения против физических и юридических лиц на основании одного лишь подозрения их в правовых преступлениях. Установленные таким образом санкции практически невозможно оспорить в европейских судах.

Попавшим таким образом в санкционный список лицам закрывается въезд на территорию ЕС и доступ к европейской финансовой системе, все их активы в европейских банках замораживаются, а европейским организациям запрещается участвовать в их финансировании.

Мартовские санкции ЕС против представителей чеченского истеблишмента стали дополнением к огромному списку американо-европейских антироссийских санкций, начало которому было положено в 2014 г. в связи политическим кризисом в Украине и самоопределением Крыма. Со временем поводом для запуска санкционной машины становились не только спорные международные вопросы и шпионские скандалы как, например, «дело Скрипалей» или вмешательство РФ в американские выборы в 2016 г., но и вполне вписывающиеся в международные нормы действия России – строительство Северного потока-2, экономическая помощь Ирану или военная поддержка Сирии.

Санкции – давно известный инструмент международной политики, который был упорядочен и получил юридическое оформление с созданием ООН и принятием устава организации. Однако в последние годы практика введения санкций одними акторами международных отношений против других стала настолько распространенной, что вместо того, чтобы служить стабилизатором системы международных отношений, зачастую санкции становятся инструментом ведения гибридной войны.

Крупнейшей жертвой односторонней санкционной политики на сегодняшний день является Исламская Республика Иран. Государство существует под американскими санкциями с момента своего формирования в 1979 г. В 2015 г. путем сложных переговоров между Ираном и шестеркой был принят СВПД, открывший путь к прекращению санкций (как международных, так и односторонних) и реинтеграции ИРИ в мировую политику. Но пришедшей в 2016 г. к власти в США группе республиканцев не понравились условия ядерной сделки. В результате США покинули переговоры и снова запустили санкционный механизм против Ирана.

Американская антииранская политика имеет прочные идеологические корни, поэтому и санкции США против Ирана зачастую принимают алогичный и эмоциональный характер. Но в большинстве других случаев в современной международной практике санкции становятся инструментом достижения краткосрочных или долгосрочных политических и экономических целей. Наиболее показательным примером этого можно считать американо-китайские отношения последних пяти лет.

При республиканце Трампе американское правительство объявило, что китайская компания Xiaomi – производитель номер 3 по количеству проданных смартфонов в мире – сотрудничает с китайскими военными, а потому представляет угрозу для национальной безопасности США. По закону от 1999 г. Xiaomi должна была попасть в санкционный список, на основании чего американским гражданам было бы запрещено покупать доли компании на биржах.

Попытка ограничить рост китайского гиганта сопровождалась агрессивной антикитайской кампанией в американских СМИ. Пожалуй, наиболее известный ее эпизод связан с демонизацией сетей 5g, в развитии которых КНР также считается мировым лидером. К политике правительства присоединился крупный бизнес. Так, компания Google ограничила доступ к своим приложениям на китайских смартфонах, причем не только на территории США, но и во всем мире.

В январе 2021 г., после инаугурации демократического кандидата Байдена, окружной судья Р. Контрерас удовлетворил иск корпорации Xiaomi и приостановил процедуру ее включения в санкционный список, так как доказательств о связях между корпорацией и военными предоставлено не было. При этом, было отмечено, что Xiaomi имеет все шансы полностью выиграть дело без потерь для себя. Рынок немедленно отреагировал на эти новости 12% увеличением стоимости котировок китайской компании.

Изменчивость поведения США в деле Xiaomi служит доказательством исключительно прикладного характера современной санкционной политики. Решение о вводе или отмене санкций принимается на основе политических приоритетов, стоящих перед государством или организацией. На данный момент Вашингтону выгодно стабилизировать отношения с Китаем, чтобы не допустить сближения России и КНР на антиамериканской почве. При этом, не стоит забывать, что официально Xiaomi по-прежнему не имеет права свободно продавать свои смартфоны на американском рынке.

В экспертной среде отношение к практике санкций весьма настороженное. Американские ученые либеральной школы давно указывают правительству США на опасность бесконтрольного введения искусственных ограничений для глобальной экономики и национальных интересов. Как в докладе Института Брукингс от 1998 г., так и в исследовании Института Катона 2020 г. содержится призыв к американскому правительству более тщательно продумывать новые санкции, учитывать возможные последствия. Например, в недавно опубликованном докладе Торгового представительства США отмечено, что из-за контрсанкций РФ американские компании практически целиком потеряли доступ к российскому рынку и оказались в состоянии полной неопределенности на российском направлении.

Но несмотря на предупреждения экспертов практика использования односторонних санкций в мировой политике продолжается и нарастает. Вокруг США образовалась «санкционная лига» (куда кроме ЕС можно отнести Австралию, Канаду, Польшу, страны Балтии), которая поддерживает те или иные американские санкции в отношении их конкурентов, вводя собственные ограничения. Как отметило на этот счет информационное агентство Reuters, США рассматривают санкции, в частности, антироссийские, как элемент политического «сдерживания», пределы которого довольно относительное понятие.

Иван Сидоров