Готов ли Азербайджан к новому этапу отношений с Турцией?

Пока весь мир следил за подготовкой и ходом саммита президентов России и США, Турция сделала очередной шаг по продвижению своей политической повестки на глобальной арене. 14 июня с официальным визитом в Баку прибыл турецкий президент Р. Эрдоган. В Азербайджане Эрдоган совершил давно планировавшуюся поездку по Нагорному Карабаху, где была подписана декларация о союзнических отношениях Турции и Азербайджана.

Церемония подписания азербайджано-турецкой декларации состоялась 15 июня в городе Шуша, весьма символичном для тюркского мира месте, потому в прессе документ получил название Шушинская декларация.

Шушинская декларация знаменует новый этап в развитии азербайджано-турецкого стратегического партнерства. Ведя отсчет истории двусторонних отношения от Карсского договора 1921 г., Баку и Анкара отметили, что в их диалоге наступил переломный момент. Партнерские отношения между Турцией и Азербайджаном будут углублены по всему политическому спектру. Намечены новые направления развития экономических связей. Взяты дополнительные обоюдные обязательства в военной сфере.

Военные пункты Шушинской декларации выделяются наиболее сильно. В первую очередь Азербайджан и Турция договорились о совместных оборонных мероприятиях на случай, если в отношении одной из стран будет осуществлен акт агрессии. Стороны будут плотнее взаимодействовать в подготовке вооруженных сил и модернизации армии. На регулярной основе будут проходить консультации Советов безопасности стран. Отдельно в документе отмечена роль Турции в «прекращении 30-летней агрессии Армении и восстановлении территориальной целостности Азербайджана».

Шушинская декларация задала основные векторы экономической кооперации Турции и Азербайджана. В приоритете восстановление освобожденных территорий в Нагорном Карабахе и крупные трансграничные проекты, такие как Южный газовый коридор и торговая артерия «Восток-Запад». Отдельно в декларации был упомянут Зангезурский коридор, который должен связать Азербайджан и Турцию через территорию нахичеванского эксклава и Сюникской области Армении. Последний пункт был особенно сильно раскритикован МИДом Армении, который признал декларацию «направленной против армянского народа» и нарушающей международное право.

Игнорирование регионального контекста в целом стало яркой отличительной особенностью азербайджано-турецкой декларации. Находясь в Азербайджане, Эрдоган сделал несколько заявлений о необходимости перехода к региональному формату сотрудничества 3+3, отметив при этом, что для его реализации имеются препятствия. Содержание же Шушинской декларации отражает стремление Баку и особенно Анкары зафиксировать наиболее выгодное для себя положение на Кавказе, в то время как Иран и Армения заняты национальными выборами, а Россия отношениями с США.

Но, как показывают многочисленные экономические свидетельства, у союза с Турцией оказалась довольно высокая цена даже для «братского» азербайджанского народа. Победа в войне с Арменией позволила Азербайджану восстановить контроль над Нагорным Карабахом, но участие в ней Турции создало весьма серьезные угрозы для азербайджанского суверенитета со стороны Анкары.

В конце мая президент Азербайджана подписал указ о передаче трех рудных месторождений («Гашгачай», «Эльбейдаш» и «Агдуздаг») в эксплуатацию турецким компаниям Eti Bakir и Artvin Maden сроком на 30 лет. Большое количество строительных подрядов в Карабахе, включая реконструкцию дороги в Шуше, было также отдано турецкому бизнесу. В начале июня азербайджанские СМИ сообщили о возможности начала производства в Азербайджане беспилотников под турецким брендом Baykar Makina.

По информации за первый квартал 2021 г., экспорт турецкой военной техники в Азербайджан увеличился на 850% в сравнении с аналогичным периодом за 2020 г. Все большее число офицеров азербайджанской армии проходят подготовку в турецких учебных заведениях: всего порядка 26 тыс. военнослужащих Азербайджана обучались, либо повышали квалификацию в Турции. При этом военные связи Баку с другими странами и прежде всего с Россией сокращаются.

В свете подписания Шушинской декларации на повестке дня вновь оказался вопрос об открытии турецких военных баз на территории Азербайджана. С учетом стремительно растущего влияния Турции на своего «младшего брата» в военной сфере подобный сценарий не кажется столь нереалистичным. Тем не менее в Азербайджане осознают угрозу превращения в передовой форпост турецкого неоосманизма, а потому руководство страны задействует все возможные дипломатические и правовые средства, чтобы не допустить появления на территории Азербайджана турецких военных объектов (и прочих объектов влияния), сохранив при этом позитивные отношения с Анкарой.

Весьма показательным в этом плане можно считать обсуждение вопроса об открытии в Шуше турецкой школы искусств. Партия националистического движения Турции (Milliyetçi Hareket Partisi) была готова профинансировать строительство и оплачивать ее содержание, в случае если лидеры двух стран договорятся. Такое соглашение было предварительно достигнуто в начале года, однако, по последним данным, проект был отложен на неопределенный период. Азербайджан еще не готов так близко подпускать «турецкого лиса».

Иван Сидоров