27 февраля 2018 г. президент Украины П. Порошенко выступил на торжественной церемонии по поводу пуска первой очереди Приморской ветряной электростанции в Запорожской области. Как отметил украинский лидер, «традиционные подходы энергетики Украины себя уже практически исчерпали, в то время как новая энергетика становится основой движения государства вперед».
В рамках новой энергетической стратегии в Украине действительно активными темпами развивается альтернативная энергетика, однако рассмотрение ее в качестве источника роста является преждевременным.
Кризис энергетического сектора
Энергетическое обеспечение государства всегда было сложным вопросом для Украины. Зависимость Украины от импорта энергоресурсов составляет в среднем около 60%. При этом, за рубежом закупается не какой-то один энергоресурс, например, природный газ, а сразу несколько и в существенных объемах. Украина импортирует газ, нефть и продукты нефтепереработки, обогащенный уран для электростанций и даже уголь при наличии собственных богатых резервов. Ежегодно энергетический импорт обходится Украине в $15-20 млрд при бюджете в $112 млрд.[1]
До 2014 г. большая часть энергоресурсов в Украину поставляла Россия. У нее Киев закупал не только природный газ, но и нефть, нефтепродукты и обогащенный уран. Высокая степень зависимости от российских энергоресурсов приводила к острым политическим кризисам в отношениях, но тем не менее Россия оставалась важнейшим экономическим партнером, способным удовлетворить основные потребности Украины.
Конфликт с Москвой, приведший к разрыву политических и экономических отношений, нанес по украинской экономике двойной удар. Во-первых, в регионе не оказалось ни одного поставщика, который мог бы заменить Россию, как по объему поставляемых ресурсов, так по их разнообразию. Образовывающийся дефицит приходится покрывать за счет поставок из разных стран и регионов в условиях свободного ценообразования, следствием чего является формирование довольно сложной системы экспортно-импортных отношений. Во-вторых, в упадок пришла целая экономическая отрасль, которая с 1990-х гг. приносила доход в государственный бюджет в размере $3 млрд. ежегодно (3% ВВП), а именно транзит российского газа в Европу[2].
Вдобавок к этому, в связи с территориальными изменениями в Украине (провозглашение независимости ДНР и ЛНР, воссоединение Крыма с Россией) существенно сократилась внутренняя энергетическая база. По подсчетам Министерства энергетики Украины, страна потеряла порядка 80% нефтяных месторождений (в основном в бассейне Черного моря), 115 из 150 месторождений угля и 23 крупных предприятия энергетической отрасли[3].
Столкнувшись с новыми вызовами в сфере энергетики, с целью обеспечения энергетической безопасности украинское правительство поставило задачу нарастить объемы внутренней добычи. К 2020 г. Киев планирует выйти на полное самообеспечение по природному газу, а в перспективе по нефтяной продукции.
На украинский энергетический сектор обратили внимание европейские и американские нефтедобывающие корпорации (Shell, Chevron, Eni, ExxonMobil). Оценивая потенциал топливно-энергетического комплекса Украины, министр энергетики США Рик Перри даже сравнил ее с Техасом[4]. Однако реальный прогресс в освоении внутренних ресурсов более чем скромный.
В 2018 г. уровень добычи газа в стране увеличился всего на 0.3% в сравнении с 2017 г. В номинальных показателях объемы добычи нефти возросли более существенно – на 5.3%, но в количественных рост составил всего 75 тыс. т, что при увеличении импорта на 522.6 тыс. т (12,9%) доказывает несоизмеримость возможностей украинского топливно-энергетического комплекса с потребностями экономики[5].
Даже в случае внезапного усиления деловой активности в энергетическим секторе, Украина не способна обеспечить заметный рост отрасли. Ее развитию препятствует такие негативные явления политической системы, как бюрократизм, коррупция, высокая степень монополизации, драконовское законодательство и общая энергонеэффективность экономики.
Новая энергетическая стратегия Украины
Изменить ситуацию призвана принятая в августе 2017 г. Энергетическая стратегия Украины на период до 2035 г. «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность». К написанию текста документа были привлечены ведущие украинские неправительственные организации и государственные учреждения, а также международные, в особенности европейские, структуры, организации и эксперты.
Внедрение новой украинской энергетической стратегии (ЭСУ) предполагается осуществить в три этапа.
В круг основных задач на первом этапе (до 2020 г.) входит приведение украинского законодательства к европейскому стандарту (путем имплементации Третьего энергетического пакета), а также увеличение внутреннего производства за счет широкого внедрения технологий, основанных на возобновляемых источниках энергии (до 11% в энергетическом балансе).
На втором этапе (2020-2025 гг.) должна начаться фактическая интеграция украинской энергетической системы в европейскую. Ожидается, что на данном этапе будет произведена модернизация основных производственных мощностей, повышена эффективность управления предприятиями, закончена интеграция украинской газовой отрасли в европейскую систему транспортировки газа ENTSO-G. Также в 2020-2025 гг. в страну должны прийти пиковые внешние инвестиции.
И, наконец, на третьем этапе (2025-2035 гг.) окончательно должна сложится новая энергетическая система на Украине. В условиях прозрачности начнут функционировать газовый и угольный рынки. Объединенные в единое правовое и экономическое поле производители энергии будут свободно конкурировать за потребителей. Для выравнивания пиков энергопотребления начнется внедрение СМАРТ-технологий. Доля возобновляемых источников энергии во внутреннем производстве увеличится до 25%. В Украине будет сформировано «сознательное энергоэффективное общество».
В итоге к 2035 г., по замыслу авторов стратегии, Украина станет частью энергетической системы Европы, а структура ее энергетического комплекса приобретет совершенно иную конфигурацию: доля атомной энергетики в энергообеспечении страны составит 50%, возобновляемых источников – 25%, гидроэнергетики – 13%, а оставшиеся 12% будут покрываться за счет нефти и газа. Затраты на энергетику снизятся в 2 раза, а Украина из импортера энергоресурсов превратится в экспортера, в основном за счет атомной энергетики.
Украинские аналитики и предприниматели отметили, что даже при поверхностном ознакомлении с текстом новой стратегии, отчётливо прослеживается ее «аппаратческий» характер. При правильной и своевременной постановке целей и задач документ представляет собой скорее набор пожеланий. Стратегия излишне теоретизирована, в ней отсутствует описание практических шагов, а также представлен лишь один возможный сценарий развития без учета альтернатив. Кроме того, новая стратегия не отвечает на главный вопрос, какие льготы и преимущества от нового энергетического порядка получат главные потребители энергии – промышленные предприятия.
Итоги первого этапа энергетической стратегии
Несмотря на ряд недоработок новая украинская энергетическая стратегия применяется, а украинские политики и бизнесмены в целом придерживаются ее генеральной идеи. В 2020 г. заканчивается первый этап имплементации новой стратегии, на котором предполагается увеличить долю производства на основе возобновляемых источников энергии до 11% и модернизировать правовую систему в соответствии с европейскими стандартами. Определенный прогресс на этом направлении действительно был достигнут.
Последние несколько лет в Украине достаточно активно развивается альтернативная энергетика. В 2018 г. в эту отрасль было инвестировано $1.2 млрд. В результате за год были введены в эксплуатацию 163 солнечных электростанции, 10 ветряных электростанций и 4440 солнечных электростанций частных домохозяйств. Доля энергии, добытой из альтернативных источников, достигла 2% (2 ГВт) [6].
Определенные позитивные изменения произошли и в области законодательства. В 2019 г. согласно украинской стратегии должен быть введен третий энергопакет. Пока что правительство не отказывается от указанной цели. 20 марта 2019 г. Европейская комиссия утвердила поправки в договор об ассоциации ЕС и Украины, в соответствии с которыми Украина может приступить к реализации проекта энергомоста в страны Европы и начать вхождение в общеевропейский энергетический рынок[7].
Изменения в правовом поле, а также общая либерализация финансовой системы и упрощение бюрократических процедур (сокращение сроков получения разрешения на строительства до полугода) позитивно сказались на инвестиционной привлекательности Украины. В частности, на украинский энергетический рынок пришла норвежско-китайская компания NBT, занимающаяся строительством ветряных электростанций в развивающихся странах. На территории Украины компании NBT возводит два объекта: станцию «Сиваш» в Херсонской области и станцию «Зофья» в Запорожской. Суммарный объем инвестиций NBT в украинскую экономику оценивается в $1.5 млрд.[8]
При очевидных позитивных результатах нельзя не отметить, что процесс имплементации украинской энергетической стратегии далеко не так однозначен. Новые производственные мощности создаются на основе импортных технологий и оборудования, обслуживание которого обходится гораздо дороже, чем классических энергетических предприятий. Поэтому стоимость электроэнергии, добытой из возобновляемых источников в среднем в 5 раз выше, чем энергии атомных электростанций и гидроэлектростанций.
Поскольку тариф на электроэнергию рассчитывается как среднее арифметическое цен, установленных различными поставщиками с учетом издержек электропоставляющих сетей, в конечном итоге активное внедрение «зеленых» технологий приведет к резкому подорожанию энергии для домохозяйств и промышленников. Кроме того, одним из условий европейского третьего энергопакета является отмена субсидий и доплат, которые на сегодняшний день позволяют сглаживать негативный эффект реформ, а потому сразу же после его введения расходы населения и бизнеса на оплату электроэнергии возрастут многократно.
Параллельно с распространением производства на основе возобновляемых источников энергии, украинское правительство пристальное внимание уделяет развитию атомной энергетики. В частности, Украина заключила соглашение с американской компанией Westinghouse о поставках уранового топлива и модернизации атомных электростанций. При этом американо-украинское сотрудничество уже на данном этапе имеет ярко выраженный экспортный характер. В ближайшее время планируется довести долю атомной энергетики в стране до 70% и начать поставки электроэнергии с украинских АЭС в Европу. Причем благодаря особому режиму отношений между Европой и Украиной тариф для европейских потребителей составит всего 1.5 цента за КВт/ч.[9]
Таким образом, поставив цель добиться энергетической независимости от России, Украина увеличивает зависимость от европейских партнеров, с той лишь разницей, что образуется она в сфере альтернативной энергетики. При этом процесс имплементации новой энергетической стратегии осуществляется за счет увеличения финансовой нагрузки на население и бизнес. Если на начальном этапе, пока еще сохраняют действие старые стандарты, новая энергетическая политика дает определенные выгоды, то ее будущее представляется весьма туманным.
Иван Сидоров