В 1994 г. ради обеспечения условий для заключения контракта с международным консорциумом нефтедобывающих корпораций Азербайджан подписал с Арменией Бишкекский протокол, признав невыгодные для себя условия прекращения Карабахского конфликта. Спустя четверть века стороны поменялись местами, и сегодня Армения заинтересована в окончательном разрешении конфликта с Азербайджаном для того, чтобы выйти из региональной изоляции и включится в крупные экономические проекты на Южном Кавказе. Однако для мира с Азербайджаном Армении необходимо пойти на достаточно серьезные уступки, что с учетом текущего положения в армянской внутренней и внешней политике представляется маловероятным.
Венская встреча
29 марта в Вене состоялась встреча между президентом Азербайджана И. Алиевым и премьер-министром Армении Н. Пашиняном по вопросу о карабахском урегулировании. Хотя давно известно, что позиции Баку и Еревана по большому счету взаимоисключающие, определенные ожидания положительного итога венских переговоров все-таки были, тем более что с избранием Пашиняна главой государства появились предпосылки для радикальных перемен в армянской политике.
Тем не менее Венская встреча не преподнесла серьезных сюрпризов. Переговоры прошли в целом в конструктивном ключе. Помимо лидеров стран в них приняли участие руководители дипломатических ведомств Армении и Азербайджана и сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Ключевые темы переговоров остались нераскрыты для внешних наблюдателей, было лишь отмечено, что стороны создали, как выразился премьер-министр Пашинян, «новый язык» общения, который в перспективе поможет им найти компромиссное решение. Удовлетворение встречей выразил и президент Азербайджана Алиев, отметив, что последняя встреча дала новый старт дипломатическому процессу между Арменией и Азербайджаном[1].
Одним из путей налаживания межгосударственного диалога было признано гуманитарное взаимодействие. В частности, со стороны президента Азербайджана в очередной раз поступило предложение провести обмен заложниками в формате «всех на всех», что, однако, для Армении является далеко не простым шагом, поскольку Еревану необходимо согласовывать его с руководством Нагорного Карабаха.
Встречу Алиева и Пашиняна крайне благоприятно восприняли в Европе. Представители ОБСЕ и дипломатического ведомства Европейского союза одобрили стремление обеих сторон к миру и выразили готовность продолжать оказывать Армении и Азербайджану содействие в дипломатическом процессе[2].
Между тем, Венскую встречу нельзя признать не только прорывной, но и даже конструктивной, поскольку даже те осторожные договорённости гуманитарного характера не представляется возможным исполнить из-за негативного политического фона, который сопровождал переговоры Алиева и Пашиняна. Между азербайджанскими и армянскими политиками развернулась достаточно жесткая полемика, сопровождавшаяся взаимными обвинениями и угрозами.
Незадолго до переговоров в Вене, в середине марта Азербайджан провел пятидневные военные учения, в которых были задействованы 10 тыс. личного состава, 500 танков, 300 ракетных систем, авиация и другая военная техника. Армянский МИД осудил действия Азербайджана, указав на то, что они не способствуют конструктивной атмосфере для переговоров. В свою очередь 12 марта премьер-министр Пашинян организовал чрезвычайное заседание Совета безопасности в Степанакерте, что вызвало неодобрение в Баку.
Сами переговоры в Вене в целом были на грани срыва, поскольку на стадии подготовки встречи Армения (чем и объясняется заседание Совбеза в Нагорном Карабахе) пыталась изменить формат переговорного процесса, включив в него представителей Нагорного Карабаха[3]. Азербайджан рассматривает подобный сценарий неприемлемым, поскольку согласие на него фактически бы означало признание независимости Нагорного Карабаха.
Для сохранения диалога с Азербайджаном Армения была вынуждена отказаться от своего предложения, однако 29 марта, в день переговоров, министр обороны Армении Д. Тоноян, выступая в Нью-Йорке перед представителями армянской диаспоры, сделал крайне воинственное заявление в адрес Азербайджана. Он отметил, что Армения не приемлет азербайджанскую формулу «территории в обмен на мир» и в случае очередной военной эскалации в зоне конфликта будет действовать в соответствии с собственной «новая война – новые территории»[4].
Разумеется, высказывание армянского министра обороны не осталось без внимания Баку. Представители азербайджанских институтов власти и ключевые политики выступили с агрессивными ответными заявлениями. Так, азербайджанский МИД наполнил Армении о том, что Азербайджан обладает крупнейшими вооруженными силами в регионе и способен в кратчайшие сроки освободить оккупированные территории. Крайне воинственный комментарий озвучило и азербайджанское оборонное ведомство.
После фактически прямой военной угрозы со стороны Азербайджана премьер-министр Пашинян был вынужден также выступить с позиций силы и представил собственное видение развития событий в случае новой эскалации в зоне Карабахского конфликта. Армянский премьер-министр пообещал, что в случае возобновления военных действий нового перемирия не будет, поскольку армянские вооруженные силы добьются полной капитуляции Азербайджана. В армянской прессе заявление премьер-министра получило название «доктрина Пашиняна»[5]. Чтобы получить дополнительные союзнические гарантии от России, 5 апреля Пашинян посетил военную базу в Гюмри[6].
Позиции и силы сторон
Тот факт, что мирные дипломатические инициатива в итоге завершилась военной полемикой, свидетельствует о низком уровне отношений между Арменией и Азербайджаном и их неготовности на данном этапе идти на взаимные уступки.
Армения контролирует приблизительно 14% территории Азербайджана, которая включает не только Нагорный Карабах, но и семь приграничных «буферных» районов. В обмен на возвращение контроля над приграничными районами Ереван готов заключить мир с Баку, но при условии предоставления особого статуса Нагорному Карабаху. Азербайджан же не видит каких-либо оснований для того, чтобы идти даже на малейшие уступки своему оппоненту, тем более, что его видение конфликтного урегулирования целиком соответствует международному праву (Мадридские принципы и Резолюции ООН).
Уступкой со своей стороны Азербайджан считает тот факт, что он не возобновляет военные действия против Армении при том, что обладает для этого всеми необходимыми ресурсами. Вооруженные силы Азербайджана значительно превосходят армянские. Согласно оценке ресурса Global Firepower, Азербайджан занимает 52 место в мире (из 137) по силе армии, что безусловно делает его мощнейшей военной державой на Южном Кавказе[7]. С начала 2000-х гг., используя доходы от продажи нефти, Азербайджан увеличил бюджетные ассигнования на военные нужды в 20 раз и по-прежнему поддерживает их на высоком уровне. В бюджете на 2019 г. расходы на армию составили $2 млрд[8].
Силу своей обновленной армии, а также волю ее применить азербайджанское руководство в полной мере продемонстрировало во время апрельской войны 2016 г. За четыре дня боевых действий азербайджанская армия заняла более 2 тыс. Га территории и установила контроль над рядом стратегических объектов, при том, что согласно последним заявлениям Министерства обороны Азербайджана в боях приняли участие лишь 20% от всех вооруженных сил[9].
Из-за меньшего объема армянской экономики вооруженные силы Армении уступают азербайджанским как по численности, так и по техническому оснащению, однако благодаря военному союзу с Россией Еревану удается поддерживать их высокую боеспособность. Активными темпами идет перевооружение армянской армии. Например, в январе 2019 г. Россия предоставила Армении $100 млн кредит на покупку четырех истребителей СУ-30СМ[10]. В июле 2018 г. Россия исполнила $200 млн контракт на поставку в Армению современного вооружения.
Существенную политическую поддержку Армении в Карабахском конфликте оказывает международная армянская диаспора, в особенности ее американская часть, которая, как известно, обладает значительным политическим весом. Накануне венской встречи Армянский национальный комитет Америки (лоббистская армянская политическая организация в США) начала кампанию против Мадридских принципов, которые она осуждающе называет «обменом земли на бумагу»[11].
Перспективы урегулирования
Благодаря активному вовлечению третьих игроков в карабахское урегулирование вероятность прямого военного столкновения между Арменией и Азербайджаном сегодня минимальна. Более того, как никогда за 25 лет послевоенной истории Армения и Азербайджан близки к прекращению конфликта. Основанием тому служат как экономические, так и политические факторы.
Роль Южного Кавказа в глобальной экономике существенно изменилась. Вместо добычи и реэкспорта энергоресурсов страны региона специализируются на транзитных проектах. Первопроходцем в этой области стал Азербайджан, вслед за которым свой транзитный потенциал начала развивать Грузия. Давние экономические и политические отношения Баку и Тбилиси способствуют формированию между ними синергетической связи, которая в перспективе способна обеспечить функционирование нового транспортного коридора в Евразии[12].
Одним из наиболее значительных препятствий в процессе экономической трансформации Южного Кавказа является Карабахский конфликт, поскольку постоянная угроза военной эскалации существенно повышает инвестиционные риски. Благодаря вооруженным силам Азербайджан способен гарантировать безопасность на своей территории, по причине чего он постепенно становится региональным экономическим лидером[13].
Находящаяся в изоляции Армения остается оторванной от многих региональных экономических процессов. Из-за отсутствия отношений с Азербайджаном и Турцией крайне медленно развиваются ее собственные инфраструктурные проекты, например, экономический коридор из Ирана в Европу. Фактически, на данном этапе Карабахского конфликта основные издержки от его продолжения несет Армения, которая при этом обладает всем необходимым инструментарием для его прекращения[14].
Бархатная революция Н. Пашиняна в Армении предоставила возможность провести «системную перезагрузку» не только внутриполитического курса страны, но и внешнеполитического. На некоторый момент Н. Пашиняну удалось убедить международное сообщество и соседние страны в том, что он способен изменить Армению и сдвинуть с мертвой точки многие региональные процессы. Но по мере истощения революционного азарта с целью сохранения политического влияния Пашинян был вынужден вернутся к традиционной для Армении политической повестке, и стал все чаще выступать как националист, а не интернационалист.
Безусловно пока еще окно возможностей для армяно-азербайджанского урегулирования сохраняется, однако не вызывает сомнений тот факт, что мир с Азербайджаном будет стоить Армении очень высокую цену. При текущем раскладе сил Ереван первым должен сделать встречный шаг, поскольку Баку в целом находится в более выгодном положении. При этом, гарантий того, что в случае уступок со стороны Армении, Азербайджан, Грузия и Турция будут соблюдать ее интересы в условиях новой высококонкурентной бизнес-среды на Южном Кавказе, нет, поэтому даже несмотря на мирные инициативы Пашиняна и Алиева перспектива урегулирования Карабахского конфликта на данный момента крайне маловероятна.
Иван Сидоров