На международном экономическом форуме в Давосе в январе 2019 г. премьер-министр Н. Пашинян озвучил важный для постреволюционной Армении тезис о переходе от политической революции к экономической. В феврале 2019 г. его кабинет представил программу экономических реформ, которая была поддержана парламентом. Новый экономический курс предполагает преобразования с опорой на внутренние ресурсы и человеческий фактор, однако с учетом международного положения Армении подобная стратегия не способна привести к существенным результатам.
Как и любое государство, проходящее через глубокую политическую трансформацию, Армения после бархатной революции Н. Пашиняна столкнулась с рядом экономических трудностей. В 2017 г. экономический рост в Армении составил 7.5%, за первое полугодие 2018 г. экономика Армении выросла на 9.7%, во второй же половине 2018 г. темпы роста упали до 5.7%[1]. По прогнозам Всемирного банка, отрицательная динамика в армянской экономике сохранится и в 2019 г., и темпы роста упадут до 4.3%[2].
Сократились объемы внешней торговли, упало сельскохозяйственное и промышленное производство (на 13%) в основном из-за проблем в горнодобывающей сфере, возникших из-за разногласий вокруг прав собственности на ряд крупнейших рудников (Амулсарский, Каджаранский)[3]. Увеличился отток капитала из армянской экономики. Если в 2017 г. этот показатель находился на уровне $990 млн, то в 2018 г. достиг $1 млрд 188 млн, превысив прошлый рекордный показатель 2008 г. в 1 млрд 124 млн[4].
На высоком уровне остаются показатели безработицы (15.7%) и как следствие размеры теневой экономики, доля в ВВП которой составляет 25-30%, а по данным международного валютного фонда 50-60%[5]. Из-за непрозрачной экономической системы в Армении сформирована недостаточная налоговая база, что существенно ограничивает бюджетные поступления. Вдобавок к этому несмотря на саму природу политического феномена Н. Пашиняна, чья деятельность изначально была связана с антикоррупционными расследованиями, уровень коррупции после его прихода к власти по-прежнему остается высоким, из-за чего Армения испытывает трудности с привлечением внешних инвестиций. Фактически, теневая экономика и коррупция лишают армянскую экономику источников финансирования.
При общем депрессивном состоянии армянской экономики в ней все-таки прослеживается ряд позитивных тенденций.
Во-первых, правительству Пашиняна удалось повысить уровень финансовой дисциплины в стране. В 2018 г. дефицит бюджета сократился в 2.7 раза и составил всего $106 млн. Бюджетные доходы увеличились на 6.2% ($2.44 млрд), а расходы уменьшились на 1.7% ($2.55 млрд).
Во-вторых, хотя объем внешней торговли также сократился в сравнении с дореволюционным уровнем, он по-прежнему сохраняется на высоком уровне. Крупнейшими экспортными партнерами Армении в 2018 г. стали Россия, Швейцария, Болгария, Германия и Ирак, а импортными Россия, Китай, Германия, Иран и Турция.
Комитет государственных доходов при правительстве Армении отчитался об еще более позитивных показателях внешней торговли. По данным ведомства, в 2018 г. экспорт вырос на $322 млн и составил $2 млрд 411 млн, а импорт на $530 млн и достиг отметки в $4 млрд 963 млн[6]. Высокие внешнеторговые показатели отчасти подтверждает Евразийская экономическая комиссия, зафиксировавшая рекордный рост экспорта Армении в страны ЕАЭС – на 20.7% (общий объем $689 млн)[7].
В 2019 г. ситуация во внешней торговле Армении стала ухудшаться. Представители мировых финансовых институтов и бизнес-сообщества Армении отмечают падение ее объемов в январе-феврале 2019 г. в среднем на 5-10% в сравнении с показателями 2018 г. в связи с потерей части международных рынков[8].
В целом революционные события в Армении оказали ограниченное негативное влияние на экономику. Источником большинства проблем продолжает оставаться сложное геополитическое положение, которое затрудняет прямое сообщение Армении с важнейшими экономическими партнерами – Россией и Европой. Армения отрезана от источников сырья, энергоресурсов и рынков сбыта, а из-за непростых отношений с соседями (Азербайджаном, Турцией, в некоторой степени Грузией и Ираном) не способна привлечь достаточные для глубинных экономических преобразований инвестиции.
Системные экономические проблемы в совокупности с разочарованием в курсе правящей партии спровоцировали в апреле-мае 2018 г. массовые протесты в Армении, в результате которых страну возглавил Никол Пашинян. Он получил колоссальную поддержку армянских граждан, поскольку убедил их в своей способности преодолеть накопившиеся трудности, которые замедляют экономическое развитие страны.
Программа реформ Н. Пашиняна
Экономическая политика Н. Пашиняна в первые месяцы после бархатной революции не отличалась последовательностью. В основном она заключалась в осуществлении ярких популистских действий, которые давали не столько ощутимый экономический эффект, сколько дополнительные политические очки новому премьер-министру.
Скандальное дело против компании «Спайка», напрямую связанной с бывшими президентами Армении Саргсяном и Кочаряном, оттенило кампанию Пашиняна по борьбе с уклонением от уплаты налогов, так как небезосновательно было воспринято как личная вендетта нового премьер-министра старым политическим соперникам. Некоторые же политические заявления Пашиняна, например, выпады в сторону России и США из-за чрезмерного, либо недостаточного внимания к демократическим преобразованиям в стране или его противоречивые заявления по Нагорному Карабаху ставили под угрозу всю систему международных политико-экономических связей Армении[9].
После победы на выборах в ноябре 2018 г. и юридического закрепления своих позиций в системе власти Армении Н. Пашинян начал движение к принятию консолидированной программы экономических реформ. Ее главная идея озвучивалась Пашиняном неоднократно – превратить политическую революцию в Армении в экономическую и совершить качественный рывок развития по примеру сингапурского, немецкого или японского «чуда». Текст новой экономической программы был подготовлен достаточно быстро. 8 февраля 2019 г. она была утверждена правительством, а 14 февраля принята парламентом при 88 депутатах, проголосовавших «за», и 40 «против»[10].
В целом программа ставит своевременные и ни у кого не вызывающие вопросов задачи – повышение экономической активности, борьба с бедностью, искоренение коррупции, повышение благосостояния граждан – но добиваться их предлагает классическими неолиберальными методами.
Основными двигателями реформ в Армении согласно программе правительства должны стать частная инициатива граждан и свободный рынок, что является прямым повторением принципов политики Вашингтонского консенсуса, которая небезосновательно подвергает критике со стороны экспертного сообщества. Опыт стран Латинской Америки и бывшего СССР стал наглядным примером того, что применение неолиберальных методов управления для выхода из кризиса как правило усугубляет его и приводит не к развитию рыночных механизмов, а к огосударствлению или криминализации экономики.
В программе Пашиняна предлагаются меры повышения степени регулируемости экономики, борьбы с монополизацией и коррупцией, расширения свободы предпринимательства, совершенствования законодательства и государственного управления. Предполагается обеспечить темпы роста ВВП на 5% в год, соотношение экспорта к ВВП за пять лет 43-45%, увеличить годовые доходы и расходы бюджета на 11%. Затраты на оборону врастут на 22%[11].
Центральной реформой экономической программы Пашиняна станет реформа налогообложения. В Армении будет установлена единая налоговая ставка в размере 23% , которая через пять лет будет снижена до 20%. Малый бизнес с годовым оборотом менее $50 тыс. предполагается вовсе освободить от уплаты налогов. Учитывая, что до реформ в Армении действовала прогрессивная шкала налогообложения (от 23% до 36% в зависимости от доходов), многими экспертами подобное решение рассматривается как регрессивное, однако, по планам правительства, оно должно стимулировать предпринимательскую активность[12].
Помимо налоговой реформы в документе правительства Армении предусмотрен комплекс мер по сокращению социальных выплат трудоспособным гражданам. При этом объемы минимальных социальных гарантий недееспособным, а также расходы государства на здравоохранение предполагается увеличить. Частично указанная реформа продиктована необходимостью бороться с теневой экономикой и стимулировать бизнес-активность, а частично с идеологией нового экономического курса[13].
Стоит отметить, что руководство Армении пока что последовательно выполняет принятую экономическую программу. 18 апреля 2019 г. парламент Армении принял законопроект об изменении структуры органов власти. Как и было запланировано в программе реформ, количество министерств сокращено с 17 до 12, а также ликвидирован институт первого вице-премьера[14].
Закон упраздняет министерство сельского хозяйства, министерство энергетических инфраструктур и природных ресурсов, министерство культуры, спорта и по делам молодежи, министерство транспорта, связи и информационных технологий, министерство диаспоры, а их функции перераспределяются между оставшимися министерствами и аппаратом премьер-министра.
Силовые ведомства выведены из прямого подчинения премьер-министру, существенно укреплено реорганизованное министерство промышленности и высоких технологий. Для проведения экономических реформ сформирован специальный фонд государственных интересов, который будет заниматься привлечением внешних и внутренних инвестиций[15].
Критика программы Пашиняна
Экономическая программа Пашиняна вызвала вопросы не только у многих экономистов и аналитиков, но и представителей оппозиционных партий. По мнению лидера парламентской фракции «Процветающая Армения» перекладывать ответственность за развитие страны целиком на население – неправильно. «Дух и воля» народа, по его мнению, не могут стать источником реформ[16].
Критически об экономическом курсе Пашиняна отозвался и глава фракции «Просвещённая Армения» Эдмон Марукян, по мнению которого программа излишне абстрактна и обслуживает интересы лишь узкой части граждан Армении. Свое недоверие Марукян также высказал по поводу реформы органов государственной власти. Политик считает, что основная мотивация Пашиняна заключается не в создании наилучших экономических условий, а в реорганизации власти таким образом, чтобы иметь полный контроль над страной[17].
Высказывались также претензии к отсутствию в программе четких критериев оценки хода реформ, плана динамики основных экономических показателей, сроков и ожидаемых результатов. Более чем сомнительными выглядят намерения правительства в сфере сельского хозяйства, учитывая, что специализированное министерство оказалось среди упраздненных[18]. Но, пожалуй, главным недостатком новой экономической программы был признан недостаточный анализ основных источников экономического роста.
Как уже было отмечено, главной проблемой Армении остается региональная изоляция, причем если раньше ее негативные последствия удавалось нивелировать, то сегодня издержки возрастают все быстрее. Армения имеет общую границу с четырьмя странами – Азербайджаном, Турцией, Ираном и Грузией. Из-за исторических и политических взаимных претензий границы с Азербайджаном и Турцией заблокированы. Иран последние 40 лет находится под экономическими санкциями, поэтому для Армении возможно только развитие с ним двусторонних связей. Остается единственный канал для экспортно-импортных отношений через Грузию, который из-за сложной географии и российско-грузинских противоречий также лишь отчасти обслуживает интересы Армении.
По подсчетам экспертов, из-за экономической блокады любой экспорт и импорт для Армении оказывается дороже на 25-30%[19]. Ситуация усугубляется тем, что сегодня транспортная сфера и логистика в регионе стремительно развиваются. Через территорию Грузии и Азербайджана прокладываются новые торговые коридоры, строится новая инфраструктура и системы связи, за счет чего им удается привлекать крупные инвестиции и внимание партнеров из Азии и Европы. Армения же оказывается отрезана от столь выгодных экономических процессов.
Н. Пашинян рассчитывал, что сам факт свершившейся демократической революции в Армении станет сигналом в регионе и мире о готовности его страны преодолеть наследие прошлого и интегрироваться в глобальное экономическое пространство. Но этого не произошло. Армянская революция была тепло принята как на Западе, так в России и Иране, но комплекс региональных противоречий сохранился. С целью определить новые ориентиры внешней политики Пашинян совершил поездки в Грузию и Иран, где зондировал перспективы региональной кооперации, но практически ничего не добился. Малорезультативными оказались переговоры с европейскими лидерами.
Из-за ситуации в сфере безопасности Пашинян подтвердил союзнические обязательства перед Россией и продолжил интенсивные отношения с Ираном, что получило негативную оценку в Европе и США. Его видение внешнеполитического курса страны признали неясным, что в условиях экономических реформ является для Армении негативным фактором, поскольку снижает ее инвестиционную привлекательность[20].
В итоге спустя год после революции перед Арменией стоят все те же системные проблемы, которые в условиях политической турбулентности стали более осязаемыми. Их решение лежит преимущественно во внешнеполитической среде, поэтому экономический курс, предлагаемый Н. Пашиняном, изначально расставляет неверные приоритеты и нуждается в серьёзной доработке.
Иван Сидоров