Попрошайничество это социальная болезнь, которой никогда не болело чеченское общество. Однако сегодня уже есть все причины бить тревогу.
В советские времена попрошайки выглядели очень даже респектабельно и солидно. Обычно это были представители среднеазиатских республик. Они ходили по селам и внушали людям, что могут предсказать будущее. Само появление таких людей, либо чисто выбритых, либо с аккуратной бородой, респектабельно одетых в мусульманскую форму и обязательно с необычными четками в руках, заставляло поверить им. Чеченцы мягкосердечный народ и если человек просит милостыню, то обязательно подает. Рассуждают так — только тяжелая ситуация заставило бы такого человека приехать за тысячи километров, чтобы просить милостыню. При этом, профессиональные попрошайки проводили тонкую психологическую работу — дурили людей с умным видом, покачивая четками, предсказывая будущее. Кто знает, на какую организацию работали эти попрошайки.
Появлялись таборы цыган, которые ненадолго оседали на краю сел и проводили этакий налет на каждый населенный пункт. В городах профессиональные попрошайки были вынуждены прибегать к изощренным способам, чтобы просить милостыню. Обычно это были страшно изуродованные мужчины и женщины, которые выставляя свою немощь на всеобщее обозрение. Большинство из них были людьми с актерскими данными и обладали профессиональными способностями гримирования. Даже их соседи зачастую не знали, что встречаемый на рынке человек со шрамами на лице и есть его знакомый, с которым он живет на одной лестничной площадке.
Вряд ли среди попрошаек советского периода были чеченцы. Для вайнахов стало бы несмываемым позором, если их родственник просил милостыню. Даже обозначая неуважение к тому или иному человеку в фигуральном выражении чеченцы говорили «из сагIа доьхаш х1ум ю!», что означало — это попрошайка. Такая метка являлась в высшей степени презрительной для чеченца.
С началом 90-х, страна испытала страшные социально-политические потрясения, СССР канул в небытие, начался парад суверенитетов, голод и затем война. Привычный уклад чеченцев был нарушен, радикальные течения пытались потеснить ислам в умах чеченцев. Война, разрушения, смерть и необычная ненависть со стороны других людей, подогреваемая СМИ, не позволили чеченцам удержать уклад жизни в привычном русле. Помимо убыли в населении, чеченцы понесли и сильнейшие материальные потери. Действительно очень много людей осталось ни с чем, без еды и средств к жизни, жилье было разрушено и многие проживали в палаточных городках. Именно вся эта ситуация способствовало появлению среди чеченцев попрошаек. В какой-то период это не привлекало внимание, так как в тяжелой ситуации находился весь народ и чеченцы считали, что это временная ситуация. Войны прошли, в республику вернулся мир, социальное положение улучшилось и теперь нет никакой необходимости просить милостыню. Но почему-то мы видим попрошаек-чеченцев, которые вместе с цыганами и представителями среднеазиатских национальности стоят с протянутой рукой у мечетей в пятничный день. Конечно, чеченцы подают в большинстве именно им, все таки чеченцы. Рука дающего лучше, чем рука берущего!.
Как рассказал имам мечети ст. Первомайская Муслим Солсаев в исламе быть попрошайкой абсолютно неприемлемо.
— Пророк Мухаммад (салла-лла́ху алейхи ва саллам) помогал людям исправиться, когда видел их занимающихся попрошайничеством. Пророк Мухаммад (салла-лла́ху алейхи ва саллам) обучал их ремеслу и наставлял трудится, чтобы зарабатывали на жизнь, а не просили милостыню, — сообщил он.
Имам отметил, что честь мусульманина должна оберегаться, ибо мусульманин никогда не должен выглядеть униженным.
— Мусульманин лишается чести и достоинства, прося милостыню на улице, а этого мы не должны допускать. Тем более, прося милостыню человек попадает в зависимость от другого человека, что тоже неприемлемо. Заниматься попрошайничеством профессионально абсолютно не приветствуется в Исламе. Но если человек попал в страшную жизненную ситуация, когда нет возможности исправить положение, мусульманин имеет право попросить о помощи, — заявил Муслим Солсаев. .
А что наблюдаем мы. В республике процветает попрошайничество такого уровня, что поражает воображение. Большинство из попрошаек перебрались с улиц в государственные учреждения и интернет. Одни и те же люди обращаются в Администрацию Главы и Правительства ЧР, Управление по работе с обращениями граждан, РОФ им. Героя России А.А. Кадырова. А после того, как получили помощь, дом, квартиру, деньги, мебель и т.д. продолжают свою деятельность. Порой доходят до того, что придя в мечеть, начинают с громким плачем рассказывать о своем тяжелейшем положении. Появились более изощренные способы наживы. В соцсети выставляются фото детей, якобы больных тяжелой болезнью, фото банковской карточки и просьбой помочь в лечении. Такие люди за пару дней собирают сотни тысяч рублей.
Потеряв достоинство и честь, используя мягкость сердец, не гнушаясь использовать фото больных детей, нагло обращаясь в государственные органы, в благотворительные фонды, эти люди не только обогащаются, но и мешают помогать тем, кто действительно нуждается в помощи.
— В хадисе Пророка Мухаммада (салла-лла́ху алейхи ва саллам) рассказывается, что к Пророку (салла-лла́ху алейхи ва саллам) пришел человек просить милостыню, — продолжил богослов, — Пророк (салла-лла́ху алейхи ва саллам) спросил у него — почему он просит милостыню, есть ли у него имущество. Человек ответил, у него в собственности одно одеяло, на котором он спит и одна сковородка, на котором он готовит еду. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение Аллаха помог человеку продать одеяло и сковородку, купил ему топор и веревку и научил его собирать дрова и продавать их. Пророк (салла-лла́ху алейхи ва саллам) дал человеку время 15 дней для освоения этого дела. В результате человек обрел баракат (благодеяние, достаток) и средства к жизни.
Муслим Солсаев отметил, что хадис Пророка Мухаммада (салла-лла́ху алейхи ва саллам) достоверно показывает, как надо поступать с людьми, которые просят милостыню и занимаются попрошайничеством. Этих людей надо научит специальности, и определить на работу.
Самое неприятно в истории с попрошайками в Чеченской Республике то, что эти люди, являясь мусульманами, оттолкнули честь и достоинство и беззастенчиво занимаются обманом. Они могут многократно получать помощь от кого угодно, но жадность и легкая нажива не дают им покоя. Все чаще таких людей выявляют и показывают по телевидению. Но других это не останавливает.
Граждане, которые действительно попали в сложную жизненную ситуация, когда нет никакой возможности исправить положение, могут обратиться в соответствующие органы или благотворительные фонды. Есть Управление по работе с обращениями граждан Администрации Главы и Правительства ЧР, РОФ им. Героя России А.А. Кадырова который на протяжении многих лет помогает всем нуждающимся не только в регионе, но и по всему миру. У чеченцев нет никакой необходимости заниматься попрошайничеством на улицах, около мечетей и в социальных сетях. И в этой связи возникает вопрос, почему родственники этих людей не следят за доходами своих близких. Тем более, почти всегда попрошайничеством занимаются женщины и девушки. Мужчины должны беречь честь своих женщин и оберегать их от такого унижения.
— Пророк Мухаммад (салла-лла́ху алейхи ва саллам) никак не поощрял тех, кто просил милостыню. Так как это унижает честь и достоинство мусульманина, умаляет его личность и он становится зависимым от другого человека, — объяснил богослов. — Мусульманин не должен быть униженным, а попрошайничество однозначно унижает мусульманина. Мусульманин должен быть свободным.
Попрошайничество это социальная болезнь, и уже есть все причины бить тревогу. И государственные органы и граждане должны всеми способами устранить этот недостойный ни для мусульманина, ни для чеченца, ни для любого общества вид «заработка».
А. Батаев