Обычаи чеченского народа отличаются своей неповторимостью, красотой исполнения и мудростью замысла. Чеченцы — вайнахи — всегда культивировали только лучшие качества во взаимоотношениях друг с другом и окружающим миром.
Но, время идет, внося свои коррективы и к сожалению порой эти изменения заставляют уходить нас от первозданного смысла наших прекрасных обычаев. Материализм все агрессивнее пытается потеснить основы духовного составляющего чеченцев, а обычаи становятся средством для сиюминутной наживы.
Как отмечает доктор исторических наук, профессор ЧГУ, заслуженный деятель наук ЧР, этнолог Лейчи Магомедович Гарсаев, «если мы не умеем правильно соблюдать обычаи наших предков, то лучше не изменять форму их воспроизведения».
Есть у чеченцев такой обычай — останавливать свадебный кортеж и требовать минивыкуп за невесту. Со временем обычай изменился и стал смахивать на обычное вымогательство, кортежи с невестой начали перекрывать для наживы.
Это в высшей степени недостойная и чрезвычайно неприятная ситуация. Оказывается, существуют целые группировки подростков, которые превратили сей обычай в инструмент для наживы.
Определилось несколько «способов» наживы. Когда родственники жениха приезжают забрать невесту, дети в возрасте от 6 до 12 лет начинают собирать куски досок, ветки деревьев и подобного рода «инструменты» и перекрывают дорогу недалеко от дома невесты. В таких случаях из авто, идущего первым и являющегося своеобразным тараном, выкидывают пачку денег достоинством 50 — 100 рублей. Детвора рассыпается, чтоб собрать деньги, а взрослые в это время разбирают завал и проезжают. Это первая стадия.
Далее уже подростки организовывают вторую баррикаду, и приходится откупаться от них. Но самое неприятное происходит дальше. Уже более взрослая молодежь — от 20 до 30 лет иногда и постарше перекрывают участок улицы, который очень удобен для перекрытия и неудобен с точки зрения объезда. Таких людей можно назвать одним именем — вымогатели. Они ставят условие в энную сумму денег, понимая, что развернуть кортеж очень сложно. И чаще всего происходит потасовка, таких людей сначала просят по-человечески пропустить кортеж, вручив некоторую сумму денег. Но «вымогатели» стоят на своем и требуют обозначенную сумму. Затем приходится вмешиваться родственникам невесты, что само по себе неприятно и только тогда, когда переговоры переходят на крик и ругань, «вымогатели» отступают.
На сегодняшний день существуют целые группы подростков, которые организованно атакуют кортежи с невестой, несмотря на то, с какой скоростью автомобили едут. Подростки буквально кидаются под автомобили, вынуждая водителей виртуозно уворачиваться. Перекрывают трассу, создавая помехи другим водителям. Вся дикость данной ситуации противна нашему обществу.
— Заключение брака и свадебный комплекс на Кавказе и в частности у чеченцев делится на три этапа. Это досвадебные, свадебные и послесвадебные, — рассказывает Л. Гарсаев. — Что касается вопроса выкупа невесты — этот адат (обычай) у нас существовал. Уже в XIX веке этот обычай был и практикуется по сегодняшний день. В современной действительности этот обычай сильно запачкан, скажем так. Еще до того, как невеста выйдет за порог отцовского дома, за нее просят выкуп. Это была символическая сумма, так как момент выкупа входит в комплекс свадебных обрядов. Чтобы поднять статус невесты, снохи вкупе с другими женщинами просили выкуп. У многих народов присутствует этот элемент в свадебных обрядах. Внешне это приятный и красивый обряд. Кроме самого момента выкупа идет очень важный диалог, в котором подчеркиваются все достоинства невесты. Сегодня начались спекуляции в этом вопросе, называются конкретные суммы денег, и только тогда невесту выпускают за порог дома. Классическая форма этого обряда деформирована и момент используется с целью наживы. Это абсолютно не красит чеченцев.
Что касается факта перекрытия дороги — раньше это был чисто символический момент. В современной действительности этот процесс происходит абсолютно вульгарно и безнравственно. Создают загромождение, стягивают к дороге совершенно ненужные вещи. И вообще, если человек не бережет достоинства и обязанности по отношению к дороге, можно назвать его безнравственными. Нельзя мешать путнику — это запрещено в исламе и противоречит нашим традициям. И в тот момент, когда перекрывают путь свадебному кортежу и из первого автомобиля передают энную сумму денег, то требовать больше, торговаться — это неприемлемое действие. Это абсолютно безнравственное поведение. Лично я против всех этих моментов, порочащих красивые адаты чеченцев, — заявил этнолог.
Ранее, даже лет 10 назад, невесту после совершения никяха, выдавали из дому родственники отца не ближе третьего поколения, а присутствие мужчин — близких родственников невесты (отец, братья) считалось неприемлемым. Сейчас эта ситуация изменилась. Невеста в свадебном платье запросто фотографируется с самыми близкими родственниками и выставляет фото в социальную сеть на обозрение всему миру. В поисках лайков. Фото жениха и невесты, если и существовало, то пряталось даже от ближайших друзей и родственников, но сегодня жених и невеста проводят целую фотосессию и, зачастую также выставляют в социальную сеть.
— Заключение брака и последующая свадьба, по чеченски «ловзарг» (игрище) являются сложным комплексом обычаев и обрядов. В тоже время это один из наиболее ярких элементов современной культуры чеченского народа. Вступление в брак позволяет обрести новый статус, создать семью, выстроит новые взаимоотношения с родственниками и с той и другой стороны, — рассказал Л. Гарсаев. — Чеченская свадьба включает в себя разнообразные художественные элементы — песни, танцы, музыка, слово. Все это в совокупности создает красивое цельное зрелище, которое оказывало на присутствующих сильное эмоциональное воздействие, — сообщил он.
Брак, заключаемый в вайнахском обществе — это было нечто необычное. Все действия были продуманны и регулировались строго по исламу с некоторым национальным колоритом. Считалось большим позором для семьи, если присутствующие совершали поступки, противоречащие регламентированным свадебным обрядам.
На чеченских свадьбах присутствовал такой момент, когда во время танца в круг кидали деньги. Родственники танцующего парня и девушки совершали такой жест, а все деньги собирались и передавались девушке. Это был намек на следующий брак. Но сейчас, стоит кому-то кинуть деньги, как детвора бросается их собирать и даже крики взрослых не останавливают детей.
— В бытность моей молодости во время танца кидали деньги в круг, когда танцевала девушка. Деньги собирала одна женщина и нельзя было представить, что с этих денег недосчитывали какую-то сумму. Это был позор для хозяев свадьбы и для тамадариата, — заявил Лейчи Магомедович. — Сегодня мы наблюдаем совершенно неприемлемую картину, когда детвора и подростки бросаются в круг, чтобы схватить эти деньги. Это действительно не красит нас. Нужно ввести рамки и исправить ситуацию.
В неопубликованной поэме Ахмада Сулейманова присутствует один интересный момент. Сулейманов описывает посещение Александра II окраин империи. И честь приезда императора устраивали спортивные состязание, различные игры и т.д., в том числе и танцы. Как рассказывают в народе, чеченец из села Элистанжи станцевал красивый танец, само действо происходило в Сержень-Юрте. Александр II похвалил парня и выразил восхищение исполнением танца. По окончанию танца, впечатлённый император протянул чеченцу мешочек с золотыми монетами в качестве поощрения. Чеченец вежливо отклонил данный знак и заявил, что совершил танец не ради денег. Александр II вынул монеты из мешочка и кинул в тот круг, где стояли молодые чеченцы. Вероятно император рассчитывал, что молодежь кинется собирать золото. Никто не шелохнулся, джигиты начали стрелять в монеты, соревнуясь в меткости.
Александр II подумал, что молодежь постеснялась взрослых и кинул золото в тот круг, где стояли старшие. Старейшины так же начали стрелять в монеты. Честь не меряется деньгами и мы должны знать об этом. Этим примером, думаю, все сказано, — отметил этнолог.
— Чеченцы не приглашают на свадьбы, туда может прийти каждый желающий, если свадьба проходит не в закрытых комплексах. Классическая форма этого обряда потеряла свою первозданность. На свадьбах и вечеринках человек воспитывался, укреплял нравственные устои и закреплял в себе эти формы общения. Таким образом, воспитывалось молодое поколение, — отмечает Лейчи Гарсаев. — Вайнахи благородный народ и всегда выстраивал отношения с окружающим миром исходя из своего благородства. В современной действительности необходимо регламентировать общественные взаимоотношения, будь то свадьба или другие события, исходя из нашего векового опыта. Кодекс чести — Нохчалла должен соблюдаться во всем, несмотря ни на какие внешние изменения. После прошедших военно-политических потрясений мы смогли восстановиться внешне, отстроили республику, но теперь необходимо возродиться духовно, тем самым гармонизировать наш мир, — отметил в заключении Лейчи Гарсаев.
Коммерциализацию подверглись многие стороны жизни чеченцев. Видя, как дети азиатской или цыганской внешности просят деньги на заправках, при остановке на светофорах и в других людных местах, некоторые семьи начали позволять своим детям подобные вещи. Часто мы видим чеченских детей, просящих деньги у незнакомых людей. Это неприятно согласно чеченским адатам и нормам ислама.
Когда определенные службы начинают «собирать» таких детей, приводят родителей и выясняют причину такого поведения ребенка, большинство родителей делают недоуменные лица. Мол мы не знали и даже не подозревали.
Родители должны знать, чем заняты их дети. Методика воспитания ребенка должна основываться на исламе и адатах. Приученный с 7 лет совершать обязательный намаз, постоянно воспитываемый в самых лучших традициях народа, по мере взросления, человек не будет допускать вещи, противоречащие духу религии Аллаха и народа. Еще лет 20 назад мы не могли бы себе представить, что подростки будут кидаться под автомобили ради денег. Сейчас мы это наблюдаем. Пора бить тревогу. Начиная с родителей и заканчивая соответствующими службами, должны принять комплексные меры. Необходимо четко обозначить проблему и пути решения. Надо назвать вещи своими именами и начать бороться с этим искажением обычая, когда взрослые останавливают свадебный кортеж и требуют деньги за проезд — квалифицировать как административное нарушение. Когда пару таких «вымогателей» подпадут под административное воздействие и все об этом узнают, то следующие подумают трижды, прежде чем рискнут совершить подобное.
В современном мире, когда через социальные сети любая информация становится достоянием всего мира, чеченцы должны более строго следить за своим образом жизни. Поступки, противоречащие религии и устоям нашего народа должны пресекаться на уровне семьи. Все отговорки — типа мы работаем, не успеваем и т.д. — это даже не отговорки. Это нежелание воспитать своего ребенка достойным человеком.
Когда арабы в начале 90-х начали близко знакомится с чеченцами, то были поражены тем, как чеченцы чисты, ухожены и красивы в Исламе. Наши братья-мусульмане брали пример с чеченцев, возвещая об этом всему миру и рассказывали удивительные истории о вайнахах. Память об этом до сих пор жива, но сумеет ли новое поколение сохранить достоянии предков — это большой вопрос.
А. Батаев