С 30 сентября по 3 октября 2019 г. в Сочи проходило XVI заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». Центральная тема обсуждения на этот раз была сформулирована следующим образом: «Заря Востока и мировое политическое устройство».
Основной тезис экспертов Валдайского клуба состоит в том, что современный мировой порядок не соответствует реальному распределению сил на международной арене. Геополитический Запад стремится замкнуть все международные процессы на себе, что с учетом растущего влияния стран Востока становится все более контрпродуктивным и губительным для системы глобальной безопасности.
Эксперты Валдая считают, что настал момент для возвращения цивилизациям Востока ведущих позиций в мире, которые ему исторически принадлежали. Таким образом глобальный Восток уравновесит глобальный Запад, и мировая система будет сбалансирована.
В заключительный день работы Клуба к обсуждению присоединился ряд влиятельных международных лидеров. Президент России В. Путин, президент Азербайджана И. Алиев, президент Казахстана К. Токаев, президент Филиппин Р. Дутерте и король Иордании Абдалла II приняли участие в завершающей пленарной сессии «Мировое устройство: взгляд с Востока»[1].
Король Абдалла напомнил собравшимся лидерам о том, что в 2009 г. в Иордании состоялась специальная конференция Валдайского клуба «Ближний Восток-2020: вероятно ли всеобъемлющее урегулирование». Спустя десять лет этот вопрос все еще остается без ответа, однако из-за повышения правосубъектности государств Востока за этот период региональная ситуация претерпела серьезную трансформацию.
Благодаря коллективным усилиям стран Востока (России, Ирана, Турции, Ирака, Иордании) Сирия избежала ливийского сценария, была сохранена ее территориальная целостность и суверенитет. Крупное поражение потерпел международный терроризм, который на этот раз обрел форму протогосударственного образования с «террористической армией»[2]. В настоящее время прикладываются большие дипломатические усилия для того, чтобы сохранить СВПД и не допустить военной эскалации конфликта Ирана и США.
Помимо эффективных решений в сфере безопасности Восток предлагает новые возможности в области экономики. Мощнейшие транспортные коридоры постепенно опоясывают евразийский материк по всем географическим направлениям, связывая Индию с Европой, а Желтое море с Балтийским. Россия готова предоставить альтернативную судоходную артерию в Европу по Северному морскому пути, навигация по которому будет в два раза быстрее маршрута через Суэцкий канал. Новые торговые возможности открывает Евразийский экономический союз, китайская инициатива Пояса и Пути, совместные индийско-иранские экономические программы и т.д.
Указанные глобальные проекты и менее крупные локальные инициативы становятся возможными благодаря конструктивному взаимодействию стран Востока между собой, и последнее десятилетие интенсивность контактов восточных цивилизаций неуклонно растет. Мировая экономика постепенно избавляется от пережитков колониальной эпохи, и отношения между государствами перестраиваются на свободные рыночные рельсы.
Образцовым в этом плане можно считать межгосударственный диалог России и Азербайджана. Москва и Баку практически целиком преодолели общие проблемы советского наследия, и даже несмотря на непростые взаимоотношения по карабахскому вопросу, успешно реализуют потенциал двусторонних связей.
Как отметил, в своем выступлении на валдайской сессии президент Азербайджана И. Алиев, между Россией и Азербайджаном налажен активный политический диалог, который развивается как в рамках регулярных встреч глав государств и других официальных лиц, так и на разнообразных международных площадках, где страны традиционно поддерживают друг друга в самых важных и насущных вопросах. Сформировано пять «дорожных карт» по ключевым направлениям сотрудничества.
Высокие темпы роста в последние годы наблюдаются в торгово-экономических отношениях. В Азербайджане зарегистрировано около 700 компаний с российским капиталом. Азербайджанские инвестиции в Россию составляют $1.2 млрд, российские в Азербайджан – $4.6 млрд. Российские банки предоставили азербайджанским компаниям на проекты в реальном секторе экономики кредиты на $1 млрд[3].
В 2018 г. торговый оборот между странами увеличился на 20% и достиг уровня в $2.5 млрд[4]. В январе-июле 2019 г. взаимный товарооборот составил $1.6 млрд и, по словам азербайджанского лидера, к концу года превысит прошлогодние показатели[5]. Кроме того, как отметил министр экономического развития РФ М. Орешкин, важнейшая особенность российско-азербайджанских торговых связей заключается в том, что их рост обеспечивает наращивание обмена за пределами сырьевого сектора[6].
Расширяется и транспортное взаимодействие между странами. В 2018 г. по коридору Север-Юг было транспортировано в восемь раз больше грузов, чем за предыдущий год. Объемы пока далеки от ожидаемых на первом этапе реализации проекта (5 млн т в 2020-2024 гг.), но благодаря цифровизации и оптимизации таможенной и тарифной работы набраны впечатляющие темпы[7]. Заработала также новая транспортная ветка «Север-Запад», по которой грузы из России через территорию Азербайджана достигнут средиземноморского побережья Турции.
Интенсивно развивается сотрудничество в военно-технической сфере. Подписанный в 2018 г. контракт на поставки военной техники стоимостью $5 млрд реализован почти целиком, но Москва и Баку намерены продолжать совместную работу. В. Путин и И. Алиев обсудили этот аспект межгосударственных отношений на отдельной двухсторонней встрече[8].
Укрепляются гуманитарные связи. В 2018 г. Азербайджан посетили 880 тыс. туристов из России. За первые девять месяцев 2019 г. этот показатель уже оказался превышен. Помимо этого, в Азербайджане работает несколько филиалов российских ВУЗов (МГУ, Первый медицинский университет), практически во всех азербайджанских образовательных учреждениях есть русскоязычные отделения. Всего 25 тыс. студентов и 130 тыс. школьников в Азербайджане обучаются на русском языке.
Закончив обзор российско-азербайджанских отношений, И. Алиев обратился к теме Нагорного Карабаха. В последние два месяца обстановка в зоне конфликта сильно накалилась. Регулярно с обеих сторон фиксируются нарушения режима прекращения огня, появляются сообщения о жертвах[9]. Причиной этому в немалой степени послужила августовская речь армянского премьер-министра Н. Пашиняна в городе Ханкеди, во время которой он заявил, что «Арцах – это Армения и точка»[10].
Современная Армения находится не в том положении, чтобы делать заявления, которые, по словам российского министра иностранных дел С. Лаврова, препятствуют «возобновлению политического процесса». Из-за сильных прозападных настроений в кабинете Пашиняна Россия начала дистанцироваться от Армении, ослабляя ее поддержку в карабахском вопросе. С другой стороны, страны Запада не готовы брать на себя дополнительную ответственность. Кроме этого, серьезные перемены происходят в кавказской политике в целом.
Накануне заседания Валдайского клуба в Армении состоялся очередной саммит ЕАЭС, в котором помимо руководителей стран Евразийского союза принимал участие президент Ирана. Переговоры Рухани и Путина стали одним из важнейших событий саммита, поскольку на них обсуждалась дальнейшая кооперация между интеграционным блоком и Ираном через транспортный коридор Север-Юг.
Центральная роль в интеграции ИРИ и ЕАЭС отводится Азербайджану, поскольку именно через его территорию пройдут ключевые транспортные магистрали. Значение Армении в новых политико-экономических условиях на Кавказе напротив сокращается, и для того, чтобы не остаться в стороне от системообразующих региональных процессов Еревану необходимо не только пересмотреть отношение к России, но и смягчить тон по отношению к Азербайджану в карабахском вопросе[11].
Баку активно использует новую региональную конъюнктуру для продвижения своих интересов. Во время выступления на Валдае И. Алиев умышленно делал особый акцент на разнообразной повестке российско-азербайджанских отношений, противопоставляя их тем самым российско-армянским. По политическим, экономическим и даже социальным показателям Азербайджан сегодня гораздо более эффективный и надежный партнер России, нежели Армения. В этой связи некоторые эксперты заговорили даже о возможности присоединения Азербайджана в том или ином формате к ЕАЭС или ОДКБ[12].
В условиях геополитического подъема Востока подобные смелые сценарии перестают быть столь несбыточными. Новая экономическая повестка меняет отношения между странами и способствует образованию новых союзов. Благодаря этим процессам российско-азербайджанские отношения стали самостоятельным фактором мировой политики, вокруг которого формируется новая политическая реальность.
Иван Сидоров