Азербайджан: куда ведет дорога реформ?

28 ноября партия Ени Азербайджан (Новый Азербайджан), обладающая большинством мандатов в Национальном собрании (Милли Меджлис), выступила с предложением распустить парламент. В понедельник 2 декабря состоялось специальное заседание Милли Меджлиса, на котором парламентарии практически единогласно (99 против 1) поддержали инициативу правящей партии[1].

4 декабря Конституционный суд Азербайджана признал решение о роспуске парламента непротиворечащим духу Основного закона. 5 декабря соответствующее распоряжение подписал президент страны Ильхам Алиев[2]. Регистрация кандидатов будет проходить в период с 21 декабря по 10 января. 17 января начнется предвыборная агитация. Досрочные выборы состоятся 9 февраля 2020 г.[3]

В официальном заявлении Милли Меджлиса по поводу роспуска парламента отмечается, что оно назрело давно и продиктовано необходимостью поддерживать высокий темп инициированных президентом Алиевым после переизбрания в 2018 г. социально-экономических реформ и расширить участие в них законодательной ветви[4]. Но если учесть, что очередные выборы должны были пройти в Азербайджане в ноябре 2020 г., т.е. всего несколькими месяцами позднее, спешка власти выдает ее дополнительные мотивы.

По мнению ряда экспертов, происходящее в Азербайджане можно рассматривать как «беззвучную революцию». В отличие от охваченной протестами оппозиции соседней Грузии в Азербайджане трансформация власти осуществляется по классической схеме «сверху». При этом главным проводником и идейным вдохновителем преобразований выступает не столько президент, сколько вице-президент Мехрибан Алиева и ее политический клан[5].

Азербайджан действительно нуждается в радикальных преобразованиях. Население страны устало от «старой гвардии» во власти, которая проявляет минимальный интерес к нуждам государства и общества. Ощущается нехватка образованных и молодых кадров, способных модернизировать экономику страны, снизив зависимость от углеводородов. Кроме того, после революции в Армении Азербайджан остался последней автократией на Кавказе, что ставит Баку в невыгодное положение в международном переговорном процессе по карабахской проблеме.

В этой связи реорганизация парламента оказалась лишь одним из многих политических процессов «беззвучной революции», которая разворачивается в Азербайджане последние полтора года. Реформы коснулись правительства, которое лишилось нескольких департаментов, и администрации президента, чей потенциал напротив был усилен свежими кадрами[6]. Месяцем ранее состоялась довольно громкая отставка премьер-министра Новруза Мамедова, которого заменил Али Асадов, долгое время курировавший экономическую политику на посту замглавы Администрации президента АР. Также свой пост покинул глава администрации президента Рамиз Мехтиев, который считается одним из «отцов-основателей» современного Азербайджана[7].

Под патронажем Алиевой в Азербайджане проведена масштабная налоговая реформа, усилено антимонопольное законодательство, готовится новый этап приватизации, начата борьба с коррупцией в экономических ведомствах. Для привлечения инвесторов были созданы новые индустриальные парки и особые экономические зоны, например, свободный порт Алят, где действует британское законодательство. Преобразования в Азербайджане были положительно приняты мировой экономической элитой. В рейтинге Doing Business Мирового банка Азербайджан переместился с 57 на 25 позицию[8].

Однако веру в прогрессивный характер азербайджанской революции сверху разделяют далеко не все. Часть европейского истеблишмента, а также азербайджанская оппозиция и критики власти признают преобразования недостаточными и считают, что их главная цель – замаскировать усиливающиеся авторитарные тенденции и переорганизацию власти в интересах вице-президента и ее семьи. Ожидается, что следующим после досрочных выборов большим политическим событием в Азербайджане станет трансфер власти от Алиева к его жене. По этой причине оппозиционные партии отказались принимать участие в февральских выборах[9].

Важной особенностью политического транзита Азербайджана стал тот факт, что модернизации подверглась не только политическая система, но и государственная идеология. 26 ноября, за 2 дня до объявления о роспуске Милли Меджлиса Ильхам Алиев выступал с речью в Бакинском государственном университете по случаю его столетнего юбилея. Помимо повторяемых из года год идеологических установок в речи азербайджанского лидера прозвучал целый ряд новых тезисов, которые свидетельствуют об усилении консервативных тенденций в политическом курсе правящей элиты.

Особый акцент в своей речи Алиев сделал на роли иностранного фактора в истории страны. По его словам, внешнее вмешательство, в форме займов или прямого участия иностранных политиков, всегда шло вразрез с интересами страны. С момента обретения независимости при Гейдаре Алиеве Азербайджан старался следовать собственному пути развития, укорененному в национальные традиции, поэтому любые варианты внешней интеграции под чужими идеологическими знаменами обречены на провал. В частности, Алиев отверг возможность присоединения Азербайджана к ЕС из-за разницы в понимании института семьи и ислама между ними[10].

Также президент немало внимания уделил вопросу о путях государственных преобразований. Революции Алиев признал преступным инструментом внешнего влияния, деструктивным по своей природе, и поддержал идею системных преобразований, инициированных сверху. Он подробно остановился на идущих в стране экономических, социальных и кадровых преобразованиях и отметил, что реформы являются сознательным выбором Азербайджана.

Фактически речь Алиева в Бакинском университете стала идеологическим обоснованием новой политики, официальный старт которой дал роспуск Милли Меджлиса. Наблюдая ситуацию в Армении и Грузии, а также принимая во внимание растущее отчуждение общества, в особенности молодежи, от политического класса, власть решила сыграть на опережение и предложила в качестве новой государственной модели комбинацию традиционализма, женского президентства и экономической либерализации, что в сложившейся в Азербайджане ситуации является наиболее приемлемым социально-политическим компромиссом.

Иван Сидоров