Азербайджан и ЕАЭС: новая повестка отношений

Фото с сайта kremlin.ru

В период с 21 по 25 ноября проходил официальный визит вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиевой в Москву. В рабочую программу первой леди входило участие в работе X российско-азербайджанского межрегионального форума, посещение отреставрированного азербайджанского павильона на ВДНХ и 8-й Московской биеннале современного искусства.

Неофициальная повестка азербайджанского вице-президента оказалась еще более насыщенной. Мехрибан Алиева провела переговоры с президентом России В. Путиным, премьер-министром Д. Медведевым и председателем Совета Федерации В. Матвиенко. В беседах с высшим российским руководством Мехрибан ханум обсудила все актуальные вопросы российско-азербайджанских отношений – взаимодействие стран в торгово-экономической, научно-технической, культурно-гуманитарной и в других сферах. Переговоры прошли в крайне позитивной, доброжелательной атмосфере. Российский президент лично наградил Мехрибан Алиеву орденом «Дружбы» за большой вклад в укрепление межгосударственного диалога[1].

Азербайджанская политическая элита никогда не отрекалась от общего прошлого с Россией. Будучи выпускниками московских институтов (МГИМО и Сеченовского университета) президент и вице-президент Азербайджана часто обращаются в диалоге с Россией к гуманитарному аспекту отношений. На родине Мехрибан Алиева является покровителем искусств и культуры во всем ее многообразии. Особое внимание госпожа вице-президент уделяет популяризации русского языка и сохранению в Азербайджане русских школ (около 400) и высших учебных заведений[2].

Через несколько недель после визита Мехрибан Алиевой Россию посетил президент Азербайджана Ильхам Алиев. 20 декабря в Санкт-Петербурге состоялся неформальный саммит СНГ и заседание Высшего евразийского экономического совета. Азербайджанский лидер принимал участие только в первом мероприятии, однако помимо этого провел встречу с руководителями организаций азербайджанской диаспоры.

На ней Алиев отметил, что 2019 г. стал самым успешным в истории российско-азербайджанских отношений. Как по интенсивности политических контактов, так и по глубине экономической кооперации достигнут беспрецедентный уровень. Особое внимание Ильхам Алиев обратил на связи между азербайджанским и российским социумами. Более чем для 700 тыс. азербайджанцев Россия стала вторым домом, где многие из них успешно реализовали себя в сфере государственного управления, науки и культуры. С другой стороны, в Азербайджане проживает самая многочисленная русская община на Кавказе, для которой азербайджанские власти также стараются создавать максимально комфортные условия[3].

После возвращения из России, 23 декабря президент Азербайджана дал большое интервью национальным СМИ, в котором подвел основные внутриполитические и внешнеполитические итоги уходящего года. В духе своей недавней речи в Бакинском государственном университете Ильхам Алиев очень строго, но реалистично оценил перспективы развития отношений Азербайджана с европейскими структурами. По его мнению, Азербайджан, присоединившись к ОБСЕ и Совету Европы, достиг предела возможностей на пути евроинтеграции. Принятие страны в Европейский союз он считает абсолютно нереалистичным сценарием, тем более что в настоящий момент в Европе наблюдается процесс децентрализации[4].

Активизация контактов российской и азербайджанской элит, а также консервативный разворот азербайджанской политики спровоцировали в экспертной среде множественные спекуляции относительно будущего российско-азербайджанских отношений. Наиболее широко распространилось мнение о том, что связи России и Азербайджана продолжат укрепляться, причем не только в двустороннем, но и многостороннем формате: Азербайджан будет плотнее взаимодействовать с пространством ЕАЭС.

Этот тезис подтверждает несколько факторов. Во-первых, как считает азербайджанский политолог Ахмед Алили, серьезные изменения претерпела политика Москвы на Кавказе. Россия крайне заинтересована в привлечении кавказских стран к совместным интеграционным проектам и региональные конфликты воспринимает как преграды для образования единого экономического пространства в регионе[5].

Так, в начале декабря состоялся рабочий визит российского министра иностранных дел С. Лаврова в Баку, где прошли его переговоры с азербайджанским коллегой Э. Мамедъяровым и президентом Алиевым. По итогам встречи российский министр заявил о вере России в возможность компромисса между Арменией и Азербайджаном по вопросу урегулирования в Нагорном Карабахе и напомнил о важности сохранения и развития гуманитарных контактов между Баку и Ереваном[6].

Во-вторых, как отметил известный обозреватель и аналитик Европейского центра Карнеги Томас де Ваал, возвышение Мехрибан Алиевой (и в частности ее формальные встречи с российским руководством) указывают на глубокую трансформацию внутри азербайджанского политического класса. «Нахичеванский клан», к которому принадлежит Ильхам Алиев, отходит на второй план, уступая место бакинской деловой и политической элите, которую представляет Мехрибан Алиева. Новая элита выдвигает новые приоритеты для Азербайджана, в том числе и в плане отношений с Россией[7].

Третий фактор тесно переплетается со вторым и связан с актуальными задачами экономического развития Азербайджана. Уже несколько лет азербайджанское правительство преследует цель диверсифицировать экономику за счет промышленности и сельского хозяйства, снизив тем самым зависимость от нефтяного сектора[8]. Растущей азербайджанской промышленности нужны рынки сбыта, и если европейские являются практически неприступными для азербайджанских товаров, то рынок России и стран ЕАЭС, напротив, рассматриваются как крайне перспективные. В 2019 г. вновь зафиксирован рост товарооборота между Россией и Азербайджаном в районе 23-26%. В масштабах обширного рынка ЕАЭС могут быть достигнуты еще более впечатляющие показатели[9].

Но даже несмотря на наличие комплекса факторов и взаимную симпатию российской и азербайджанской элит немедленного прорыва в отношениях Азербайджана с ЕАЭС ожидать не стоит. Одним из главных достижений на внешнеполитической арене в 2019 г. президент Алиев признал проведение в Баку саммита Движения неприсоединения, что свидетельствует о том, что Азербайджан не намерен отказывать от многовекторного характера внешней политики. Кроме того, вне зависимости от воли правительства и задач экономического развития сохраняется потребность в экспорте азербайджанских углеводородов в европейские страны.

Наиболее осязаемым ориентиром для Азербайджана и ЕАЭС на краткосрочную перспективу является соглашение о преференциальной торговле или инвестиционном сотрудничестве (например, по линии Евразийского банка развития), после исполнения которых можно будет перейти к переговорам о зоне свободной торговли. При этом экономический диалог должен сопровождаться реальными подвижками по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, который остается самым серьезным препятствием для интенсификации отношений Азербайджана и ЕАЭС.

Тем не менее, как показывают в том числе межгосударственные контакты на высшем уровне, Баку и Москва полны решимости и дальше двигаться по пути взаимодействия, насколько это позволят внешние обстоятельства, что укрепляет веру в стабильное и экономически благополучное будущее кавказского региона.

Иван Сидоров