Канал «Стамбул» меняет карту Причерноморья

Анкара продолжает создавать громкие инфоповоды для печатных сенсаций. На этот раз президент Турции Р. Эрдоган заявил о том, что строящийся канал «Стамбул» не будет попадать под действие конвенции Монтрё. Эту информацию подтвердил также глава турецкого МИДа М.  Чавушоглу. Турецкий министр отметил, канал «Стамбул» не будет иметь никакого отношения к режиму прохода военных кораблей в рамках конвенции Монтрё, хотя и оговорился, что Турция не станет принуждать суда использовать новый канал вместо пролива Босфор.

Канал «Стамбул» является амбициозным проектом президента Эрдогана. Впервые он был представлен в 2011 г. По плану канал протяженностью 48 км, шириной 150 м и глубиной 25 м соединит между собой Черное и Мраморное моря. Построен он будет параллельно проливу Босфор западнее Стамбула. Эрдоган неоднократно признавался, что канал «Стамбул» для него – проект мечты. Он позволит Турции преодолеть экономические ограничения, наложенные на Босфорский пролив, и получить до $8 млрд в год дополнительного дохода в бюджет от транзитных отчислений.

Но, как и многие другие геополитические проекты турецкого лидера, строительство канала «Стамбул» в перспективе может конфликтовать с международным правом и стать источником напряженности в черноморском бассейне. Основная проблема как раз-таки связана с упомянутой выше конвенцией Монтрё.

С 1936 г. конвенция Монтрё служит юридической базой для международно-правового режима в черноморском регионе. Документ устанавливает ограничения на проход через Босфор и пребывание в Черном море для военных судов нечерноморских государств. По конвенции Монтрё не более 9 иностранных судов суммарным тоннажем 45 тыс. т (для одной страны 30 тыс. т) могут одновременно находиться в Черном море. Проход через пролив Босфор для них разрешен только в дневное время. Срок пребывания установлен в 21 сутки.

Конвенция Монтрё также гарантирует свободный доступ в Черное море всем невоенным судам. Именно на этом пункте строится основная стратегия защиты Турции. Объясняя свое решение о строительстве канала «Стамбул», Анкара указывает на экономические убытки, перегруженность Босфора и экологические вызовы, признанные при администрации Байдена одной из острейших международных проблем.

Канал «Стамбул» целиком будет регулироваться национальным правом Турции, что фактически оставляет за ней неограниченную свободу действий в регионе. Ничто не помешает Анкаре из-за условных экологических проблем закрыть проход по проливам Босфор и Дарданеллы и перенаправить весь поток судов по вновь построенному каналу. Это будет означать полную ликвидацию системы безопасности, гарантированной конвенцией Монтрё. При этом, не стоит забывать, что Турция является действующим членом НАТО, а потому ее действия в черноморском бассейне будут определяющими для политики блока в целом.

Для США и НАТО черноморский бассейн остается одной из брешей в системе евроатлантической безопасности. С началом украинского кризиса усилия США по денонсации конвенции Монтрё и открытию Черного моря для ВМС альянса возросли. На саммитах НАТО 2016 г. и 2018 г. пространство черноморского бассейна было признано приоритетным. Ведутся работы по повышению боеспособности как действующих членов НАТО в регионе – Румынии и Болгарии, так и потенциальных – Грузии и Украины.

Комментируя современную черноморскую стратегию НАТО, бывший командующий силами США в Европе Бен Ходжес признал стратегическое значение диалога с Турцией. Ходжес назвал американо-турецкие отношения исключительно важными, но поврежденными, поскольку в них, по его мнению, утрачено доверие. Первые шаги администрация Байдена на международной арене свидетельствуют о том, что она попытается исправить эту ситуацию.

23 апреля состоялся телефонный разговор между президентами Турции и США. Президент Байден выразил заинтересованность в расширении областей сотрудничества и эффективном разрешении разногласий. Лидеры договорились провести встречу на полях саммита НАТО в июне, чтобы провести более предметный разговор по вопросам двусторонней повестки.

Полагать, что встреча американского и турецкого лидеров решит все проблемы, эпицентром которых является Турция, включая конфликт в Восточном Средиземноморье, распространение турецкого радикализма в Европе и миграционный шантаж Брюсселя, все же преждевременно. За последние 5 лет, т.е. с момента попытки военного переворота в 2016 г., Эрдоган дал понять миру, что в приоритете для него только национальные интересы Турции. В этом заключается главная опасность складывающейся ситуации в Причерноморье, поскольку в зависимости от изменчивой повестки Анкары окажется система отношений России и НАТО, которая в свою очередь влияет на глобальную безопасность в целом.

Тем не менее российский МИД по вопросу строительства канала «Стамбул» выступает сдержанно. Посол России в Турции Алексей Ерохов отметил, что «Стамбульский канал – это хозяйственный проект на турецкой территории». При этом российская сторона считает, что строительство канала никаким образом не отменяет положений конвенции Монтрё, связанных с тоннажем и сроками пребывания иностранных военных судов в Черном море. Между министерствами двух стран проходят регулярные консультации по вопросам судоходства и безопасности в регионе.

Нерешенным вопрос о строительстве канала «Стамбул» считается внутри Турции. Турецкие экологи, сейсмологи и защитники окружающей среды остро критикуют «безумный» план Эрдогана. Против строительства канала высказывается турецкая оппозиция и особенно остро мэр Стамбула Экрем Имамоглу – член оппозиционной Республиканской народной партии (РНП). По данным Имамоглу, прокладка канала может лишить историческую столицу источников снабжения пресной водой. В результате город, просуществовавший более 8500 лет, исчезнет из-за личных амбиций одного человека.

Турецкое общество также весьма скептически воспринимает мегапроект своего президента. По данным опросов, только 7.9% жителей Стамбула поддерживает строительство канала. 4 апреля в турецкой прессе было опубликовано открытое письмо против Стамбульского канала, которое подписали 104 отставных адмирала турецких ВМС. По их мнению, этот проект ставит под угрозу национальную безопасность страны.

С несогласными Эрдоган разбирается в привычной для него после неудачного военного переворота манере. Турецкий лидер обвинил бывших военных в стремлении возобновить свое правление. 14 из подписавших письмо адмиралов оказались под арестом.

Реакция Эрдогана свидетельствует о том, что в вопросе о Стамбульском канале по крайней мере внешне он настроен решительно. В июне, по словам турецкого лидера, должно начаться строительство мостов, которые будут связывать два берега искусственного водоема. Установленные временные рамки для окончания работ по строительству канала «Стамбул» совпадают с датой проведения очередных президентских и парламентских выборов в стране – 2023 г. В этом же году исполнится 100 лет Турецкой Республике.

Теряющий политические очки президент делает большую ставку на эту дату. Эрдоган считает, что она станет вехой в историческом развитии страны, знаменующей окончательный отход от «старой Турции», где доминируют «террор, перевороты и трайбализм». Но прежде чем Турция преодолеет эту веху, турецкому лидеру стоит задуматься, сколько еще мегапроектов готово вынести турецкое общество?

Иван Сидоров