От кружка по робототехнике в школе до регионального ЦМИТ. Как построить бизнес в сфере технического творчества детей

Сегодня родители, которые заблаговременно задумываются о профессиональных перспективах своих детей, в первую очередь обращают внимание на сферы дополнительного образования, связанные с онлайн-сферой и технологиями.

Уже сейчас многие традиционные профессии заменяются роботами, а значит, в ближайшей перспективе самыми востребованными и высокооплачиваемыми профессиями будут обслуживание, ремонт и программирование роботов. Робототехника — востребованное направление дополнительного образования. Такой формат бизнеса и обучения как клуб робототехники для детей и подростков в идеале должны быть сплавом современных технологий и методик обучения. В процессе обучения у детей появляются навыки конструирования роботов, понимание принципов их работы и программирования, развивается логическое и математическое мышление, расширяется владение терминологией.

Но если речь идет о запуске не простого кружка, а о создании центра, работающего в таких направлениях, как робототехника, программирование, электроника, то усилия и суммы тут будут соответствующими. В нашей стране во многих регионах примерно с 2012 года функционируют Центры молодежного инновационного творчества.

В Чеченской республике таким центром является «Инноразум». На базе центра, школьники, при поддержке специалистов ЦМИТ, осваивают различные направления, а также разрабатывают и реализуют в жизни свои проекты в направлении научно-технической сфере. Директор Центра молодежного инновационного творчества «Инноразум» Ислам Саламов рассказал, как же создавался центр, который сегодня воплощаем мечты юного поколения.

– Начну с того, что я учился на факультете физики и информационно-коммуникационных технологий Чеченского государственного университета. Будучи ещё студентом, стал интересоваться электроникой, программированием и робототехникой. Но на тот момент образовательных программ в данных направлениях на нашем факультете было мало, а робототехнике не было и вовсе. Дабы устранить данную проблему и начать понемножку развивать данное направление, мы с моими одногруппниками и ребятами с других факультетов решили организовать свой студенческий клуб – клуб по робототехнике. К счастью для нас, руководство ВУЗа пошло нам навстречу и смогло выделить нам финансирования на покупку начального оборудования, такого, как электроника, комплектующие, конструкторы и др. И, соответственно, с этого мы смогли начать нашу работу.

И заметили, что у большого числа студентов и даже школьников, которые услышали про наш клуб, есть интерес к электронике, робототехнике и программированию. Они стали обращаться к нам, что подтолкнуло нас на создание уже каких-то свои образовательных программ. Мы стали проводить различные мастер-классы, семинары, мероприятия по робототехнике. В итоге это все вылилось в довольно хорошую площадку для обучения молодежи в сфере научно-технических технологий.

К освоению программирования, робототехники и электроники стали подключаться региональные школы, внедряя образовательные программы дополнительного образования. Также собственные курсы по робототехнике начали запускать и центры дополнительного образования по техническому творчеству. Соответственно встала необходимость в подготовке квалифицированных педагогов по этим направлениям. Это побудило Центр дополнительного образования нашего региона обратиться к нам, чтобы мы занялись развитием данных направлений в центрах технического творчества. Можно сказать, что с этого и начался наш путь в образовательной сфере.

Мы работали в центрах дополнительного образования в различных городах, например, таких, как Шали, Грозный и др. Потихоньку мы стали запускать уже собственные курсы данным направлениям, открыв собственный кружок по робототехнике.

Потом мы услышали, что по всей России создаются Центры молодежного инновационного творчества. Данные проекты реализовались благодаря Министерству экономического развития и торговли, как структуры, которые будут помогать субъектам малого и среднего предпринимательства реализовывать свои научно-технические проекты локально на местах. На создание такого центра выделялось от 6 млн. до 10 млн. рублей в зависимости от масштаба.

В 2018 году при поддержке Министерства по делам молодежи Чеченской Республике нам удалось получить субсидию на создание такого центра в нашем регионе. Мы получили 3,6 млн. на закупку необходимого оборудования и начали свою предпринимательскую деятельность.

Наш Центр молодежного инновационного творчества «Инноразум» проводит образовательные программы для школьников, студентов и взрослых по направлениям: электроника, программирование, робототехника, беспилотные аппараты и др.

В прошлом году нам удалось получить финансирование на приобретение дополнительного оборудования от Фонда содействия инновациям на вовлечение школьников в научно-техническое творчество и конкурсы программы «Иношкольник». Нам удалось успешно реализовать данный проект. На сегодняшний день мы провели более 12 мероприятий в рамках данного проекта и вовлекли в программу «Инношкольник» более 600 школьников. Также нам удалось вовлечь в проект школы и центры молодежного инновационного творчества других регионов.

Рынок образовательных услуг во всем мире огромен и он продолжает расти. Образовательные услуги именно научно-технической сферы очень перспективны и востребованы. Поэтому наш Центр молодежного инновационного творчества «Инноразум» будет продолжать активно развиваться в этом направлении, развивать новые образовательные программы и вовлекать все больше и больше молодежь в научно-техническое творчество.