Директива Си Цзиньпина

В период с 10 по 13 июня прошли два раунда китайско-американских переговоров – в Сингапуре между министрами обороны стран Ллойдом Остином и Вэйем Фэнхэ и в Люксембурге между помощником президента США по нацбезопасности Джейком Салливаном и главой канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам Яном Цзечи.

Со времен президенства Трампа, объявившего Китаю торговую войну, отношения между КНР и США сильно ухудшились. За пять лет конфликт из экономической плоскости перешел в политическую. Вашингтон обвиняет Поднебесную в подготовке агрессии против Тайваня, Пекин традиционно отвечает, что тайваньский вопрос не является предметом для дискуссий. Еще одним спорным пунктом американо-китайской повестки является российская спецоперация на Украине.

В июньских переговорах акцент был смещен в сторону глобальных проблем обеспечения мира и экономической стабильности. Состоявшиеся встречи признаны обеими сторонами «честными и успешными», отмечено обоюдное стремление к сотрудничеству и диалогу. В связи с этим часть экспертного сообщества сделала вывод о начале разрядки между США и КНР, решивших взять паузу в изматывающем глобальном противостоянии.

Но пауза не продлилась и двух дней. 13 июня председатель КНР Си Цзиньпин подписал специальную директиву о невоенном использовании вооруженных сил. Фактически этот документ предоставляет китайскому правительству полномочия для использования Народно-освободительной армии Китая (НОАК) без объявления войны.

Директива Си Цзиньпина делает НОАК боевой единицей с очень широкими полномочиями: от проведения спасательных, миротворческих и гуманитарных операций до обеспечения национального суверенитета, безопасности и интересов развития Китая. 15 июня директива вступила в юридическую силу.

Западные и прозападные медиа признали документ актом подготовки войны против Тайваня и немедленно заговорили о том, как США и союзники могут помешать КНР. Российский эксперт НИУ ВШЭ В. Кашин озвучил отличное мнение. Он считает, что принятая директива имеет гораздо более глобальное значение. Интенсивная торгово-экономическая экспансия Китая привела к тому, что многомиллиардные китайские активы сосредоточились далеко не в самых стабильных регионах Африки, Азии и Ближнего Востока. Так, недавний кризис в Шри-Ланке наглядно продемонстрировал уязвимость китайских инвестиций. Новая директива дает Пекину право защищать их во всем мире.

Для США и западного мира в целом это еще более серьезный вызов, чем тайваньские амбиции Поднебесной. Тот факт, что директива была подписана после американо-китайских переговоров и носит наступательный характер, говорит о том, что Пекин не согласен на статус-кво и готов к активным действиям в любой точке планеты. Учитывая стремительно растущее влияние КНР, например, в Латинской Америке, где в прошлом году Китай обогнал США по валовым показателям торговли, Вашингтону следует готовиться не к наступательной, а оборонительной войне.