Армения нуждается в новой внешней политике

Выступая 6 мая в парламенте премьер-министр Армении Никол Пашинян сделал довольно громкое заявление. По его словам, правительство занято формированием новой внешней политики, благодаря которой Армения избавится от статуса «третьесортной» страны, а с ее интересами в мире будут считаться.

«Мы должны решить, хотим ли прикрывать голову рукой, чтобы нас не били, или в случае необходимости принимать удары и наносить ответные. Естественно, мы строим конструктивные и неконфликтные отношения, но я выбрал второй вариант и иначе себе не представляю. Всё остальное – детали» – заявил Пашинян.

Стоит отметить, что это была не заготовленная речь. Пашинян обратился к проблеме внешней политики, отвечая на вопрос депутата от партии «Процветающая Армения» Наиры Зограбян о статусе переговоров по Карабаху. После встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедъярова в конце апреля, появилась информация об имплементации поэтапного плана урегулирования конфликта, который потребует от Еревана серьезных односторонних уступок – от демилитаризации прилегающих районов до передачи НКР под полный контроль Баку.

В случае если эта информация подтвердится, пришедшему к власти на волне народной популярности правительству Пашиняна будет нанесен колоссальный репутационный ущерб, поэтому представители армянского дипломатического корпуса опровергают любые спекуляции на эту тему. Однако бывший министр национальной безопасности Армении Давид Шахназарян, уверен, что таковой план имеется и более того находится на финальной стадии обсуждения.

Каков бы ни был фактический статус переговоров между Баку и Ереваном, публичная апробация повестки, в которой Армения представлена в качестве побежденной стороны – крайне тревожный сигнал для последней. Ее появление свидетельствует о том, что внешняя политика страны действительно зашла в тупик. И оказалась в нем Армения не только из-за непоследовательной политики Пашиняна, но и из-за неэффективности внешнеполитической модели в целом.

Дипломатический комплементаризм Армении в отличие от азербайджанской многовекторности не работает по двум основным причинам. Во-первых, в отличие от Баку у Еревана нет экономических ресурсов для поддержания баланса в отношениях с основными партнерами. Во-вторых, отдельные векторы армянской дипломатии (например, членство в ЕАЭС и ассоциация с ЕС, отношения с Россией, Ираном и США) находятся в неразрешимом противоречии по отношению друг к другу, что мешает успешному продвижению по каждому из них.

С началом правления Н. Пашиняна несовершенство армянской внешнеполитической модели оказалось еще более наглядным. На Западе от пришедшего к власти в результате мирной демократической революции лидера ждали шагов в сторону либерализации и интернационализации, в то время бизнес и общество продолжают равняться на пространство ЕАЭС. Третьей стороной нового политического дискурса Армении выступает международная диаспора, которая после победы Пашиняна начала активнее продвигать карабахскую повестку на Западе, что привело к принятию документа о признании армянского геноцида в американском Конгрессе и новому витку эскалации отношений между Арменией и ее тюркскими соседями.

Следствием этого стала практически полная утрата Арменией внешней поддержки в карабахском вопросе. Россия, опасаясь резкого разворота в политике новых властей, активизировала диалог с Баку, в то время как западные партнеры, не видя ощутимого прогресса в демократизации, не торопятся усиливать поддержку Еревана. В то же время воодушевленный победой в Апрельской войне Азербайджан принял более настойчивую позицию в переговорном процессе и окончательно отказался от каких бы то ни было компромиссов.

Так что парламентская речь Никола Пашиняна – это не голый популизм, а довольно честная оценка реального состояния армянской внешней политики. Главная же проблема заключается в том, что на текущий момент у Еревана нет средств для реализации новых внешнеполитических программ.

В соответствии с недавно вышедшим докладом UNCTAD (Конференция ООН по торговле и развитию) Investment Policy Review of Armenia (Обзор инвестиционной политики Армении), в предстоящие 10-20 лет суммарный торговый экспорт из Армении может превысить показатель в $1 млрд., что выведет страну на новый, более высокий уровень признания в мире в качестве значимого экономического игрока.

Для достижения качественного роста экономических показателей правительству Армении необходимо перейти от обещаний «экономической революции» к конкретным мерам по стимулированию и реструктуризации отдельных отраслей экономики – IT сферы, легкой промышленности, фармацевтики, сельского хозяйства, туризма. Особый акцент в докладе сделан на развитии регионов и улучшении логистики, что требует налаживания политических отношений с соседями и обеспечения внутренней стабильности.

Но современная Армения далека от этого. В Республике продолжается «чистка» госаппарата от представителей старой элиты. На прошлой неделе были возобновлены судебные процессы сразу против трех крупных политиков: зятя экс-президента Сержа Саргсяна Микаела Минасяна, экс-министра финансов Гагика Хачатряна и бывшего главы Службы национальной безопасности (СНБ) Артура Ванецяна.

То, что в 2018 г. было инициировано в качестве жесткой, но вынужденной меры, постепенно перерастает в полноценную «охоту на ведьм» без каких-либо конкретных целей. Новые власти Армении практически ничего не предлагают гражданам и международным партнерам. Это в свою очередь алиенизирует оппозицию, в которую помимо представителей опальной Республиканской партии вливаются новые силы. В результате перспективы развития Армении становятся крайне туманны.

Никол Пашинян совершенно справедливо отметил с трибуны Национального собрания, что Армении нужна новая внешняя политика. Однако он забыл упомянуть, что и внутренняя тоже.

Иван Сидоров