Израиль и Иран поднимают ставки в предстоящем диалоге с США

Институт исследований национальной безопасности Тель-Авивского университета (INSS, Institute for National Security Studies) в своем анализе угроз на 2021 г. признал крайне вероятным конфликт между вооруженными силами Ирана и Израиля на севере Сирии. То, что эксперты INSS назвали «Первой северной войной», является прогнозом на случай, если Байден попытается вернуть Соединенные Штаты к исполнению условий СВПД 2015 г. Израильскому правительству рекомендовано подготовить «надежный военный вариант» для отражения внешних угроз со стороны Ирана.

Хотя, казалось бы, аналитики INSS руководствуются весьма неочевидной логикой, военное командование Израиля приступило к исполнению «оборонного» плана с самого начала года. За первые недели января израильской авиацией было совершено 4 боевых налета на позиции иранских прокси-сил в Сирии. Удары в основном пришлись по районам к западу и югу от Дамаска, где расположены военные объекты КСИР и Хезболлы.

Дружественная Тегерану Сирия считается одним из основных источников внешних угроз для Израиля, поскольку по ее территории Иран имеет прямой доступ к Ливану. Это в свою очередь вынуждает Тель-Авив готовиться к потенциальному военному удару одновременно с трех направлений: ливанского, сирийского и иорданского (в зоне действия Хамас).

В конце прошлого года Иран предоставил Израилю дополнительный повод для беспокойства. В декабре 2020 г. иранский Меджлис, где политическая инициатива принадлежит консерваторам, принял законопроект о снятии установленного МАГАТЭ для Ирана ограничения на обогащение урана не выше 4%. По январским сообщениям иранского агентство Mehr, на ядерном объекте в Фордо был запущен производственный цикл по обогащению урана до уровня 20%.

При этом Иран попытался соблюсти все необходимые меры предосторожности. В декабрьском законе предусмотрен механизм для возвращения Ирана к исполнению взятых ранее обязательств. Если остальные участники СВПД в течение трех месяцев с принятия нового иранского закона возобновят следование условиям сделки 2015 г., соответствующее решение примет Тегеран.

Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан в одном из своих первых интервью подтвердил готовность администрации Байдена вернуться в соглашение 2015 г. и продолжить обсуждение всех волнующих США проблем в рамках дипломатического диалога с Ираном. Приняв в конце декабря закон о ядерной программе, Тегеран поставил Вашингтону своеобразный ультиматум, вынуждая его тем самым заняться иранской проблемой в максимально сжатые сроки.

По логике израильских властей, в случае, если США усилиями администрации Байдена снова войдут в сделку с Ираном, они тем самым легитимизируют его положение в Сирии, и, следовательно, угроза войны на три фронта для Израиля сохранится. Такой сценарий для Тель-Авива считается неприемлемым, поэтому он и усиливает военное давление на Иран в Сирии, чтобы, с одной стороны, сделать дорогостоящую и непопулярную внутри Ирана кампанию еще более затратной и рискованной, а с другой, чтобы спровоцировать ответные действия Тегерана, которые позволили бы поставить вопрос о пересмотре условий соглашения 2015 г.

Но Вашингтон все же следует намеченному демократами курсу. Об этом, в частности, свидетельствует назначение специальным посланником США по Ирану Роберта Мэлли, который известен как один из главных идеологов переговоров по иранской ядерной программе со стороны США. Это назначение вызвало серьезное недовольство в американском Конгрессе со стороны республиканцев и произраильских групп, заранее обвинивших Мэлли в излишней «мягкости» по отношению к Ирану. Однако Госсекретарь Блинкен поспешил уверить критиков этого назначения в том, что Мэлли будет руководить «группой проницательных экспертов с разными взглядами».

В пятницу, 5 февраля прошли знаковые переговоры глав внешнеполитических ведомств Великобритании, Германии, Франции и США (E3+US), которые были широко растиражированы как восстановление «трансатлантического диалога». Сообщается, что главными темами на переговорах были Россия, Китай, Иран, экология и коронавирусная пандемия. В контексте иранского вопроса эта встреча оказалась особенно символичной, поскольку именно таким составом стран был представлен западный политический мир в Вене в 2015 г.

Дипломаты признали, что иранская проблема стоит наиболее остро на повестке дня, и что она может быть решена только посредством открытого доверительного диалога между четырьмя странами. Выход США из ядерной сделки в 2018 г. в немалой степени был свидетельством раскола между трансатлантическими партнерами. Поэтому совместное возвращение к проблеме иранской ядерной программы станет показательной политической акцией, указывающей на восстановление союзнических отношений между Старым и Новым светом.

Разумеется, ограничиваться иранским вопросом союзники не станут. Известно, что ближневосточная команда Государственного департамента занимается широким кругом региональных проблем, в частности Израилем. Большинство региональных инициатив администрации Байдена направлено на отмену политики трамповской эры (как, например, прекращение поддержки Саудовской Аравии в войне с хуситскими повстанцами в Йемене). Что примечательно, Байден дал понять, что в отношении Израиля не будет отменять решение предыдущей администрации по Иерусалиму, и не станет переносить американское посольство в другой город.

Возглавивший иранское направление Роберт Мэлли также известен активной позицией по палестинской проблеме. Он является сторонником идеи «двух государств», и похоже, что этот тренд становится определяющим для США при Байдене. Далеко не весь политический истеблишмент Израиля придерживается «ястребиного» подхода ко внешней политике. Многих устраивает компромиссное решение, которое поможет обезопасить страну и ликвидировать очаги напряженности у ее границ. В этом случае продолжение израильскими хардлайнерами курса на повышение военной напряженности в регионе приведет лишь к тому, что Вашингтон начнет активнее поддерживать умеренных политиков, вследствие чего консерваторы могут быть устранены от власти.