Карта «межнациональных отношения» никогда не будет разыграна на земле вайнахов

23 марта 2019 года Чеченская Республика отметила 16-ую годовщину принятия Конституции, где обозначение «многонациональный народ» прописано и закреплено в основном законе региона, как высшая ценность демократических основ общества.    

«Мы, многонациональный народ Чеченской Республики, осознавая свою историческую ответственность за утверждение гражданского мира и согласия в Чеченской Республике, стремясь защитить права и свободы человека как высшую ценность и укрепить демократические основы общества, руководствуясь общепризнанными принципами равноправия и самоопределения народов, исходя из ответственности перед прошлым, настоящим и будущим общества и народа, свидетельствуя о своей исторической общности с Россией и ее многонациональным народом, подтверждая лучшие традиции народов Чеченской Республики и всей Российской Федерации, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к земле отцов, веру в добро и справедливость, провозглашаем и принимаем Конституцию Чеченской Республики», — говорится в тексте Конституции.

Тем самым, мы законодательно закрепили, что Чеченская Республика — регион межнационального мира и согласия с твёрдым курсом на дальнейшее укрепление единства проживающих на ее территории народов.

Однако, в некоторых публикациях, в различных демографических рейтингах, часто (можно даже полагать намеренно) проводится такая линия, что Чеченская Республика – моноэтнический регион. Таким образом, российскому обществу внушается, а в некоторых случаях уже утверждается, как некая неоспоримая данность, что данный субъект России представляет собой сугубо чеченский анклав.  Почему эта мысль так активно внедряется в сознание общества? Ответ очевиден – определенным силам нужно заложить фундамент под возможность отторжения данного региона, а в идеале всего Северного Кавказа. В начале в мыслях людей, потом и на деле.

При этом «злые гении» почему-то упорно игнорируют историю, не делают выводы из прошлого, где отчетливо видно, что ни одна попытка изолировать Кавказ, посредством психологического отторжения его в сознании масс, не обвенчалось успехом. Чеченская Республика, как в целом и Кавказ, в силу своей ментальности и крепким традиционным институтам, всегда оставалась верна древним демократическим принципам этнической толерантности. К тому же развеем сложившееся мнение, что Северный Кавказ — это обитель только коренных этносов.

На территории республики всегда компактно проживали и по-прежнему живут представители многих национальностей. В общем, в регионе проживают представители более 30 национальностей. После чеченцев следующие по численности – это русские, ингуши. В Грозненском районе — кумыки, аварцы; в Гудермеском районе — кумыки; в Наурском районе — турки-месхетинцы, азербайджанцы, казаки; в Шелковском районе — ногайцы, кумыки, татары, аварцы и т.д.

Отметим, что без преувеличений, в нашей республике созданы все условия для представителей всех национальностей. Одним из основных факторов, определяющих состояние этнополитической ситуации и характер межнациональных отношений в регионе, является баланс этнических сил.

Так, в районных администрациях, в ряде министерств и ведомств республики работают представители разных этносов: чеченцы, русские, ингуши, ногайцы, татары. В Парламенте Чеченской Республики русскоязычное население представлено несколькими депутатами. В составе корпуса народных избранников также имеются ногайцы и кумыки.

В республике сегодня функционируют национально-культурные автономии и национально-культурные центры аварцев, ногайцев, кумыков, татар и турок-месхетинцев. Свой культурный центр имеют и проживающие в Чечне казаки. В Наурском районе республики, который является местом их компактного проживания, есть и казачий ансамбль «Надежда», участвовавший во многих общероссийских фестивалях народной и казачьей песни.

По поручению Главы ЧР Рамзана Кадырова построены множество культурно-спортивных учреждений досуга и межнационального общения. Более того, вопрос межнациональных отношений в республике регулируется на законодательном уровне. Указом Главы Чеченской Республики за №110 от 9 апреля 2007 года, утверждена Концепция государственной национальной политики Чеченской Республики, где в качестве главной цели обозначены всесторонний учёт интересов народов Чеченской Республики и обеспечение взаимодействия республиканских органов государственной власти.

С 2017 года в республике министерство по национальной политике, внешним связям, печати и информации занималось реализацией проекта «Этномир Чеченской Республики», направленного на поддержку и развитие межнациональных отношений в регионе.

Если даже не перечислять все проекты и комплекс мероприятий по укреплению уже давно существующего национального мира и согласия в республике, логичным выводом об отсутствии проблем в межнациональных отношениях в регионе может служить один неоспоримый факт, если исключить локальные, мелкие бытовые стычки, которым порой пытались придать характер межэтнической вражды, – за всю историю Чеченской Республике, на ее территории не было ни одного случая межнационального конфликта.

Ни две военные компании, прокатившейся по нашей республике, ни раздуваемый в СМИ и некоторыми оппозиционными политиками земельный спор между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетией (а сейчас туда же пытаются затянуть и Республику Дагестан), ни другие «громкие» события, никогда не являлись и не станут причиной возникновения межнациональной и межконфессиональной розни в Чеченской Республике.

 Неписанные законы предков, которые в крови заложили в нас уважение и равное отношение к человеку, сформировали настоящее демократическое общество, в котором важны личные, моральные качества, а не этническое происхождение.  

Межнациональные отношения —  игральная карта в колоде «сильных мира сего», которая никогда не будет разыграна на земле вайнахов. Это говорим не мы, это говорит сама история. Пора бы это давно понять.

 

Аслан Борзоев