День памяти и скорби народов Чеченской Республики в общественно-историческом контексте РФ

10 мая в Чечне отмечается День памяти и скорби народов Чеченской Республики. Эта традиция установлена относительно недавно, в 2011 г.  В этот день чеченский народ вспоминает скорбные эпизоды своей истории. В Республике проходят масштабные общественные акции и отправляются религиозные обряды, посвященные жертвам войн прошлого, сталинской депортации (1944-1957 гг.) и двух чеченских кампаний (1994-1997 гг. и 1999-2008 гг.).

Как и любая другая дата, имеющая прямую связь с историей, День памяти и скорби дает благоприятный повод для широких дискуссий в России. Рефлексия по поводу собственной истории крайне распространена в нашей стране как среди политической элиты, так и рядовых граждан. Тяжелое историческое наследие и непримиренность со многими событиями прошлого являются источниками бесконечных споров и эмоциональных взаимных обвинений.

В этой связи нисколько не удивительно, что чеченская памятная дата, призванная в том числе почтить память жертв Чеченских войн, у некоторых граждан России вызывает непонимание и даже отторжение. Многие формируют отношение к этим событиям через призму эмоций и идеологических штампов времен военных действий, поэтому русским гораздо более близка и понятна скорбь русского народа, против которого, по мнению некоторых, в годы войн был совершен геноцид.

Первой жертвой войны всегда становится правда. Хотя данная мысль была сформулирована в начале XX в. американским сенатором Джонсоном Хайрамом, она никогда не утрачивала своей актуальности. Учитывая современный уровень развития информационных технологий и как следствие возможностей для манипуляции общественным сознанием правда стала не только первой, но и главной жертвой войн и конфликтов.

В 1980-х гг. в СССР началось движение в сторону демократизации. Происходил постепенный демонтаж коммунистической идеологии, распространялась свобода слова или «гласность», как ее было принято называть в Стране Советов, критическому пересмотру была подвержена история государства. Начатая сверху демократическая революция с горячим энтузиазмом была принята социумом, и постепенно общественные процессы по своему темпу обогнали программу государственных реформ. Население требовало большего, чем было способно предложить коммунистическое руководство.

Попытка продлить союз советских республик при помощи нового договора не увенчалась успехом. В 1991 г. были приняты знаменитые Беловежские соглашения, которые положили конец СССР и дали старт новым 15 государствам.

Оказавшись во главе национальных государств, раздробленная бывшая коммунистическая элита была удовлетворена результатами бескровного политического транзита и приступила к консолидации власти вокруг себя и формированию новой экономической реальности, которая соответствовала бы реалиям политическим. Однако демократический импульс 1980-х гг. оказал гораздо более глубокое влияние на народы бывшего СССР, и в некоторых его областях продолжилось движение в сторону суверенизации и национального строительства. Так, например, было в Чечне, где в 1991 г. была провозглашена Чеченская Республика Ичкерия.

На момент начала Первой чеченской войны в 1994 г. в России конфликт президента Б. Ельцина с Верховным Советом РФ закончился танковым обстрелом Белого дома. Как и всегда это бывало в российской истории, при установлении нового политического порядка ставка была сделана на силу. Силовой сценарий было решено использовать и для подавления национального движения в Чечне. Однако результатом военной эскалации стала не скорая победа федеральных войск, а затяжной и кровопролитный конфликт.

До сих пор в академической среде не установлено точное количество погибших в ходе двух российско-чеченских войн. На момент подписания Хасавюртовских соглашений потери с обеих сторон оценивались специалистами в 70 тыс. человек. По другим данным, только потери среди гражданского населения Чечни достигают 80 тыс. человек. Современные подсчеты указывают на цифру около 50 тыс. человек без учета жертв среди гражданского населения.

Помимо десятков тысяч жертв среди русских и чеченцев, сотни тысяч вынуждены были стать мигрантами и покинуть находящиеся в зоне конфликта территории. Исследователи приводят разные цифры – от 200 до 500 тыс. человек. Экономический ущерб вместе с затратами на ведение боевых действий оценивается в сумму от $20 до 100 млрд. Некоторыми специалистами называются еще большие цифры, которые учитывают ущерб производству, сельскому хозяйству, экологии и демографии.

Колоссальный вред был нанесен здоровью населения Чечни. Согласно данным совместного исследования Всемирной организации здравоохранения и Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ порядка 86% жителей Чеченской Республики получили психические расстройства. Значительно ухудшилась эпидемиологическая обстановка в регионе. В период войн отмечался всплеск заболеваемости особо опасными инфекциями, такими как холера, полиомиелит, дифтерия, брюшной тиф. Важнейшей причиной этому послужило разрушение инфраструктуры и социальных институтов.

Но Чеченская война стала чем-то большим в массовом сознании россиян, чем разрушительный внутренний конфликт. Для большинства она ассоциируется с общим упадком российской цивилизации после распада СССР, утратой собственной идентичности и разрушением общественных отношений. Не случайно эти печальные события были столь широко отражены в музыке, литературе и кинематографе тех лет. Все 1990-е гг. сопровождались страшными и печальными новостями из Чечни, которые были постоянным напоминанием о той мрачной эпохе, которая наступила для некогда процветающего государства.

С какого-то момента чеченский конфликт криминализовался, окончательно похоронив надежды на достижение позитивных целей демократизации конца 1980 – начала 1990-х гг. В регион проник международный терроризм, который на идеологической базе ваххабизма начал распространять свою деятельность за пределы Чеченской Республики. Сложилась опасная ситуация превращения конфликта в незаживающую язву, которая будет препятствовать воцарению в регионе мира, благополучия, экономического процветания и навсегда лишит чеченский народ возможности на спокойную жизнь.

Это стало ясно обеим сторонам конфликта, а потому во Второй чеченской кампании конструктивно настроенные силы Чечни, возглавляемые лидером антиваххабитского движения на Кавказе Ахматом Кадыровым, объединились с федеральным правительством для искоренения криминала, терроризма и прочих деструктивных социальных и политических явлений. Постепенно, район за районом Чеченская Республика была освобождена от терроризма и бандитизма, был восстановлен диалог с населением. Процесс был длительный и тяжёлый и вновь привел к большим жертвам с обеих сторон.

Жертвой войны за мир в Чечне пал и сам Ахмат Кадыров. 9 мая во время торжественных мероприятий на стадионе Динамо в Грозном по случаю Дня Победы был осуществлен подрыв взрывного устройства, который унес жизнь первого президента обновленной Чеченской Республики. Именно в память об этом трагическом событии в 2011 г., как и о всех других трагических событиях истории чеченского народа, сыном А. Кадырова Рамзаном Ахматовичем был учрежден День памяти и скорби.

Таким образом негативные комментарии некоторых граждан по поводу Дня памяти и скорби народов Чечни как минимум невежественны, как максимум кощунственны. Критика этой даты выглядит особенно неуместно, поскольку в этот день чеченцы отдают дань уважения не только жертвам чеченских войн, но и, например, погибшим в ходе сталинского переселения вайнахских народов, о чем в принципе, как и о сталинизме в целом, в современной России говорить не принято.

Но самый важный смысл, который ускользает от многих заложников истории, заключается в том посыле, который несет День памяти. Смело глядя на трагедии прошлого, вспоминая многочисленные жертвы войн и политических репрессий, чеченцы сегодня идут в будущее к построению сильной, современной и экономически эффективной республики, той Родины, о которой мечтало не одно поколение чеченцев. Этому уверенному шагу и твердой воле стоит поучиться и другим народам России.

Иван Сидоров