Философия протеста

Борьба с системой и политическая ангажированность — тренд 2019 года. Трафареты и лозунги против «посягательств кровожадного режима» стала обыденным делом не только для матерых активистов, но и некоторых представителей левых партий. 

Только вот к чему стремятся лидеры протеста и к чему это может привести, совсем разные вопросы.

Теорию современного протестного движения в мире, в каком-то арт-философском изложении описал автор теоретических трудов для протестных активистов всего мира — словенский философ Славой Жижек в книге — «Год невозможного». Видно, именно его трудами руководствуется нынешнее протестное движение в России. Из крайности в крайность, на фоне хаотических требований – вполне протест по Жижеку. Вот только последователи теории протеста забыли выводы Жижека, который отметил, что главной опасностью в мире «обескофеиненного наслаждения» является нарциссизм активистов, любовь к себе, как к «крутому бунтарю» и самолюбование «прекрасных, но проигранных восстаний».

Митинги в Москве последних недель наглядно демонстрируют нам, что нет разницы между насилием бунтующих, идейных демонстрантов и системой власти, которую первые называют «кровавым режимов».  Нет вру. Система, нынешняя власть все же лучше. И лучше по причине своей стабильности. Если первые стремятся поднять «ветер перемен» и совершить революцию, то вторые лишь стремятся сохранить сформировавшийся уклад.  И тут возникает вопрос о том, можно ли или нужно ли бороться с Системой? При этом даже не пытаясь способствовать улучшению ее функционирования.

Чтобы ответить на эти вопросы (прежде всего самому себе) необходимо спросить, где гарантии, что с приходом «нового порядка», что-то изменится? По крайней мере история говорит нам, что ни одна революция, не приводила к улучшению. Подобная форма смены власти с полным ее курсом, отвечает лишь шутливому афоризму – «Мы будем таки нещадно бороться с ворами и взяточниками, за право быть на их месте». Историческая, мировая практика показывает, что прогресс и развитие сопутствует лишь стабильной и неизменной системе государственного устройства. А с другой стороны у нас есть и другой пример, трагичный – революция 1917 года. Что в те года творилось, думаю не нужно напоминать.

Лидеры протеста вам никогда не расскажут, что вместо смены системы, можно заставить, дающие сбой элементы системы лучше функционировать. Для этого надо делать революцию не в стране, а своей голове.

Не сори, выкидывай окурок в урну, не гадь в подъездах и лифтах. Не пьянствуй, воспитывай детей в здоровой семье. Не давай взятки, чтобы пролезть поверх очереди. Работай, а не лежи, причитая на кровати. Прилежно учись, а не засовывай «благодарность» за положительную оценку в зачетной книжке. Каковы мы, таково и будет наше государство.

Артур Лик (Artur Leak)