Из всех событий беспокойного 2020 г. пандемия коронавируса COVID-19, пожалуй, является самым резонансным и влиятельным. Практически весь мир перешел на режим карантина для преодоления новой биологической угрозы, что наложило отпечаток на глобальные экономические и политические процессы.
По данным Всемирной организации здравоохранения на 20 марта, всего в мире зарегистрировано 287 тыс. случаев заболеваний вирусом COVID-19. Из этого числа 11893 случая завершились летальным исходом, а 93617 выздоровлением.
Основные симптомы заболевания, вызываемого коронавирусом, не отличаются от симптомов сезонного гриппа (лихорадка, кашель, изнеможение, боль в мышцах, озноб), однако характеризуются более стремительным протеканием, приводящим к развитию пневмонии, которая и становится причиной летального исхода.
Специфическая молекулярная структура вируса, с одной стороны, делает его менее устойчивым во внешней среде, что повышает эффективность карантинных и противоэпидемиологических мероприятий, а с другой, более опасным во внутренней среде человеческого организма, поскольку «корона» из S-белков «отключает» механизмы защиты иммунной системы.
Выявлены некоторые особенности протекания болезни у людей в зависимости от их физиологических особенностей. Во-первых, устойчивость к возбудителю зависит от возраста. Среди людей до 50 лет смертность не превышает 1%, но после преодоления этого возрастного барьера число летальных случаев растет в арифметической прогрессии: 50-59 лет – 1.3%, 60-69 лет – 3.6%, 70-79 лет – 8%, 80+ – 14.8%. Во-вторых, протекание болезни зависит от пола зараженного. Разница в количестве заболевших между мужчинами и женщинами не выявлена, однако смертность среди женщин составила только 2.8% в сравнении с мужской в 4.7%.
Главными очагами распространения болезни являются Китай (81 тыс. человек) и Европа (104 тыс.). В США число заболевших приблизилось к отметке в 20 тыс. В России количество зафиксированных случаев заболевания COVID-19 превысило 300 человек.
Эпидемиологическая обстановка в странах Южного Кавказа долгое время оставалась благоприятной, однако за последний месяц наметилась тенденция к распространению коронавируса. По данным ВОЗ на 20 марта, в Армении число заболевших составляло 160 человек, в Азербайджане 53, в Грузии 49.
Ключевым фактором риска для южнокавказских государств прежде всего является географическая близость с Ираном, где масштабы распространения эпидемии сопоставимы с некоторыми странами Европы. Число заболевших в Иране составляет 20610, среди которых оказались многие представители власти.
В связи с этим наиболее сложная гуманитарная ситуация складывается в Нахичеванской автономной республике Азербайджана. Из-за соседства с Ираном азербайджанский анклав был вынужден закрыть южную границу. Позже с целью борьбы с эпидемией было прекращено сообщение с Турцией. В результате Нахичевань оказалась в полной континентальной блокаде, из-за чего в Республике начался рост цен на потребительские товары. Единственной рабочей транспортной артерией остается авиасообщение с Баку.
Не считая Нахичевани, для поддержки которой правительством предпринимаются все возможные меры, борьба с распространением коронавируса в Азербайджане организована на высоком уровне. 14 марта, как и во многих странах мира, в Азербайджане было объявлено о начале осуществления мер по социальной изоляции и борьбе с распространением вируса.
Решением Оперативного штаба при Кабинете министров Азербайджана была приостановлена работа учреждений массового скопления граждан (кинотеатров, фитнес-клубов, развлекательных центров), а также отменены праздничные и церемониальные мероприятия. Указом президента страны сформирован специальный фонд поддержки борьбы с коронавирусом. За счет средств фонда в 3-5 раз был увеличен оклад медицинских работников. Также средства выделены и для ликвидации последствий коронавируса – в первую очередь для помощи физическим и юридическим лицам, чей бизнес пострадал от эпидемии. По всей стране развернуты оперативные медицинские лаборатории.
В целом азербайджанское правительство уверенно контролирует ситуацию. По оценкам экспертов, экономика Азербайджана без потерь перенесет эпидемию. Режим карантина никак не повлиял на экспорт углеводородов – основного экономического ресурса. В условиях ограничения транспортного обмена имеется угроза для импорта продовольствия, особенно в пограничных районах, однако в случае усугубления кризиса Азербайджан будет покрывать продовольственный дефицит за счет поставок из России.
В Грузии ситуация менее стабильная. Правительство Г. Гахарии оперативно предприняло необходимые карантинные меры и ввело запреты на посещение публичных мест и проведение массовых мероприятий, но негативных последствий избежать не удалось. Из-за продовольственной паники произошли перебои с поставками некоторых товаров. Существенные потери понесла национальная экономика. На фоне закрытия объектов туристического сектора – важнейшей экономической отрасли страны – курс национальной валюты лари по отношению к доллару упал до исторического минимума – примерно на 20 пунктов (3.11 лари за доллар вместо 2.73 в начале марта).
По указанным причинам специальным указом президента с 21 марта в Грузии был введен режим чрезвычайного положения сроком на месяц, который предусматривает ограничение транспортного и авиасообщения с большинством стран мира, ужесточение мер наказания для нарушителей режима карантина и контроля за работой предприятий сферы услуг. Для поддержки туристического бизнеса правительство проводит реструктуризацию долгов, а также освободило на период эпидемии компании, связанные с отраслью, от уплаты налогов. Большинство организаций и учреждений, в том числе государственные органы власти, перешли на удаленный режим работы.
Армения позднее остальных стран Южного Кавказа включилась в борьбу с эпидемией. Правительство Пашиняна готовится к конституционному референдуму, который позволит ему окончательно консолидировать власть в стране. По этой причине, когда уже было известно о том, что вирус распространяется по Армении, премьер-министр продолжал агитационную кампанию в поддержку референдума. Серьезных карантинных мероприятий в стране не проводилось.
Как результат, Армения лидирует по числу заболевших вирусом COVID-19 среди стран Кавказа. На 22 марта в стране зафиксировано уже 190 случаев заболевания коронавирусом – 30 новых больных за сутки.
16 марта после четырехчасовых дебатов в парламенте режим чрезвычайного положения все-таки был введен. Однако предпринимаемые меры отличались непоследовательностью и хаотичностью, что свидетельствует о неготовности властей. При том, что практически целиком были заблокированы внешние контакты, внутри страны борьба с распространением вируса проводилась недостаточно эффективно.
Так, долгое время открытым оставался въезд в находящийся в 27 км от столицы город Эчмиадзин, считающийся основным очагом распространения вируса в Армении. Кроме того, недостаточно был отрегулирован режим работы заведений, предприятий и учреждений, а также не предложены механизмы экономической поддержки бизнеса в условиях чрезвычайного положения.
Слабые действия правительства перед лицом эпидемиологической угрозы серьезно ударили по рейтингу правящей партии «Мой шаг» и самого Пашиняна. Как отмечает армянский политолог Бениамин Матевосян, вспышка коронавируса стала настоящим испытанием не только для армянского общества, но и для нового руководства страны.
В течение последней недели недостатки антикризисной политики в Армении все же были компенсированы. Для инфицированных вирусом COVID-19 подготовили 1500 больничных мест, для чего заработали дополнительные отделения и медицинские модули. В распоряжении армянских врачей имеется 360 аппаратов для искусственной вентиляции легких (ИВЛ). До конца марта еще 11 в качестве гуманитарной помощи Армении передаст Россия. Поставка 10 аппаратов ИВЛ ожидается из Китая. Также правительство объявило о предоставлении экономической помощи бизнесу в размере $310 млн. В зависимости от дальнейшего развития ситуации эта сумма может быть увеличена.
На конец предпоследней недели марта 2020 г. глобальная эпидемиологическая обстановка продолжает оставаться напряженной. По обновленным в воскресенье данным число заболевших в мире превысило 300 тыс. Вместе с тем имеются основания и для оптимизма. В Китае, на который пришелся первый удар эпидемии, наблюдается снижение темпов распространения вируса. Как отмечают эксперты, положительный результат был достигнут за счет жесткой дисциплины в сочетании со стандартными методами карантина, а значит мировое сообщество и страны Кавказа, в частности, движутся в правильном направлении.
Иван Сидоров