Информация предоставлена — https://topdialog.ru/
С начала 2020 года в 23 субъектах России, в том числе в Петербурге, тестировали налоговый режим для самозанятых граждан. По предложению Владимира Путина, 1 июля уже все регионы страны получили право вводить новую систему на своей территории. «Диалог» разбирался, кто такие самозанятые, как оформить себе этот статус и в чём его преимущества.
Фото Ильи Снопченко / ИА «Диалог»
Самозанятые и индивидуальные предприниматели — одно и то же?
Не совсем. Самозанятыми гражданами считаются физические лица или те предприниматели, которые предлагают товары или услуги, но при этом работают самостоятельно — без помощи наёмных сотрудников. Оформить такой статус может, к примеру, индивидуальный мастер маникюра, домашний кондитер, фотограф, таксист или аниматор, который получает доход от своего дела. Также этот вариант подойдёт людям, сдающим жилые помещения в аренду.
Зачем для самозанятых придумали налог?
Каждый из них, как и любой работающий гражданин России, по закону должен платить государству налоги. Но на практике большая часть самозанятых сейчас находится в теневом секторе. Чтобы исправить эту ситуацию, для них создали льготную систему: оформив статус самозанятого, такие люди могут платить специальный налог на профессиональный доход (НПД) по сниженной ставке и не бояться проверок и штрафов.
Кроме того, такая система поможет самозанятым без проблем получить справку о заработке для банка или, к примеру, консульства при открытии визы.
Фото с сайта https://pixabay.com/
И в чём выгода?
Предприниматели и физические лица, которые переходят на этот налоговый режим, отдают государству 4% от заработка при работе с физлицами и 6% — с юридическими лицами (вместо 13% у индивидуальных предпринимателей). Также, в отличие от ИП, здесь не нужно платить налог, если вам не удалось ничего заработать — обязательные фиксированные выплаты отсутствуют.
Помимо этого, ежегодно самозанятые могут получить налоговый вычет в 10 тыс. рублей. А всем, кто оформит себе новый статус в 2020 году, в связи с пандемией начислят дополнительный бонус в размере 12 тыс. 130 рублей. Этой суммой можно будет оплатить НПД, задолженности и пени по нему.
Хорошо, я хочу оформить себе такой статус. Есть какие-то условия?
Да, льготный налоговый режим могут получить физические лица, которые:
- достигли 16-летнего возраста;
- не привлекают сотрудников по трудовым договорам (при этом договоры подряда они могут заключать);
- трудятся в том регионе, где ввели налог для самозанятых;
- не перепродают чужие товары, а производят свои или самостоятельно выполняют какие-либо услуги;
- за год имеют доход, не превышающий 2,4 млн рублей (если этот пункт не соблюдается, придётся открывать ИП).
Если у вас уже имеется ИП или основное место работы, можно оформить самозанятость, чтобы предоставлять дополнительные услуги. При расчёте НПД доходы с первых двух предприятий учитываться не будут.
Фото Ильи Снопченко / ИА «Диалог»
Мне подходит. Как получить этот статус?
Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно только через Интернет: в приложении «Мой налог» (есть и в Google Play, и в App Store) или в личном кабинете самозанятых на сайте ФНС. Госпошлину за это не берут.
И там, и там потребуется выбрать один из трёх вариантов:
- зарегистрироваться «с нуля», указав номер телефона, отсканировав паспорт и сделав свою фотографию;
- войти с помощью пароля от личного кабинета физлица на сайте nalog.ru (если вы там уже зарегистрированы) и дополнительно ввести ваш ИНН;
- войти через учётную запись Единого портала госуслуг.
Граждане Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии, работающие на территории России, также могут получить статус самозанятых, но только через регистрацию по ИНН и паролю от личного кабинета налогоплательщика. Получить их можно в налоговой инспекции.
Зарегистрировался. Что делать дальше?
Спокойно работать и получать доход. После того, как клиент заплатит вам за товар или услугу, в приложение до 12 числа следующего месяца потребуется внести данные о том, какую сумму и за что вы получили. Следом нужно будет выбрать плательщика — физическое или юридическое лицо. Для последней категории также понадобится указать ИНН компании. Следом приложение автоматически сформирует чек (а потому на кассовый терминал раскошеливаться не придётся).
Фото с сайта https://pixabay.com/
Кроме того, не потребуется представлять налоговые декларации в органы и высчитывать размер налоговых отчислений — учёт доходов и все подсчёты приложение также проведёт за вас.
Срок уплаты ежемесячного НПД — до 25 числа следующего месяца. В случае задержки на задолженность будут капать пени.
Я перестал работать. Как сняться с учёта?
Подать заявление в приложении «Мой налог». Для этого в личном кабинете нужно открыть вкладку «Настройки», нажать кнопку «Снять с учёта» и выбрать одну из предложенных причин такого решения. Регистрация прекратится автоматически. Но если у вас осталась задолженность по налогу на профессиональный доход, её всё равно придётся погасить. При возобновлении деятельности вы сможете заново зарегистрироваться и вновь получить статус самозанятого.