Из статистики МСХ РФ: Минсельхоз внес в правительство обновленную госпрограмму по вовлечению в оборот неиспользуемых сельхозземель. Сейчас их около 44 млн га. Из них за 10 лет планируется ввести в оборот не менее 13 млн. С помощью программы минсельхоз надеется и сохранить имеющиеся сельхозземли. За последние 10 лет их площадь сократилась более чем на 18 млн га.
Давайте вкратце разберемся в правовом регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения, которое имеет большую важность в связи с особыми плодородными свойствами такой земли, являющейся основой агропромышленного комплекса государства.
Статьей 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В п. 1 ст. 78 ЗК РФ определен круг субъектов, которые вправе использовать сельскохозяйственные земли. К ним относятся:
— крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земли данной категории для осуществления их деятельности;
— граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
— хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
— некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
— казачьи общества;
— опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательные организации;
— общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, которые используют земли сельскохозяйственного назначения для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
Отношения, связанные с распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Законом об обороте земель (Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона об обороте земель оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:
1) сохранение целевого использования земельных участков;
2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
3) преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов.
При этом следует учитывать, что владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в собственности 5 и более участников, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности (ст. 14 Закона об обороте земель).
Случаи изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения можно разделить на две группы:
- Изъятие в связи с нарушением собственниками земельных участков требований в отношении использования земель сельскохозяйственного назначения, установленных законодательством РФ.
- Изъятие для государственных или муниципальных нужд.
Особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ предусмотрены ст. 60.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации недвижимости).
Особенности купли-продажи земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения
В силу п. 1 ст. 8 Закона об обороте земель субъект РФ или в соответствии с законом субъекта РФ муниципальное образование имеет преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд) по цене, за которую он продается.
Особенности аренды земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения
В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок (п. 5 ст. 9 Закона об обороте земель).
При этом следует отметить, что договор аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, имеет особенности, предусмотренные ст. 9 Закона об обороте земель. Согласно п. 2 ст. 26 ЗК РФ договор аренды земельного участка подлежит государственной регистрации в установленном порядке, если иное не установлено федеральными законами.
Перевод земли из категории земель сельскохозяйственного
назначения в иную категорию
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон о переводе земель) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, Законом о переводе земель, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Статьей 8 ЗК РФ определено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством РФ;
2) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов РФ;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов РФ;
земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.
Орган регистрации прав и деятельность кадастровых инженеров не останутся в стороне в решении и реализации вопросов Программы оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Кадастровая палата по Чеченской Республике