США готовы рассмотреть вопрос о статусе Карабаха

Ровно год исполнился с начала 44-дневной войны, и, хотя формально Армения отказалась от большинства притязаний на Нагорный Карабах, на практике она продолжает использовать любую возможность для продвижения своей повестки в мире. На этот раз Армения подготовила против Азербайджана правовой иск в Международный суд ООН в Гааге.

Ереван обвинил Баку в расовой дискриминации и систематическом нарушении прав армянского населения Нагорного Карабаха. В иске отмечается, что Азербайджан виновен в проведении пыток, казней и массовых убийств. Армения просит Гаагский трибунал остановить притеснение прав армян Карабаха и уничтожение армянской культуры и наказать повинных в преступлениях азербайджанских чиновников и политиков.

Азербайджан отверг обвинения в свой адрес и пообещал оказать полномасштабное юридическое сопротивление. Вскоре после армянского иска Баку подал встречный в Европейский суд по правам человека (считается, что Азербайджан обладает значительным влиянием в Совете Европы), а затем и в Международный суд ООН с зеркальным перечнем обвинений в адрес Армении.

Обычно подобные дела рассматриваются десятилетиями, и принимаемые по ним решения редко удовлетворяют истцов. Однако в армяно-азербайджанском правовом противостоянии произошел довольно быстрый и неожиданный поворот. Палата представителей Конгресса США приняла несколько поправок к Закону о разрешении национальной обороны (National Defense Authorization Act, NDAA), которые обязывают американское правительство принять меры относительно отдельных действий Азербайджана и Турции в Нагорном Карабахе.

В частности, в поправках говорится о немедленном освобождении Азербайджаном армянских пленных, о необходимости проведения расследования военных преступлений азербайджанской армии в Карабахе, о введении санкций против лиц ответственных за преступления против армянского населения, о продолжении финансовой поддержки Арцаха (НКР) и о признании организации «Серые волки» (тур. Bozkurtlar) террористической.

Безусловно, поддержка Армении американским Конгрессом во многом является заслугой армянских этнических организаций и прежде всего Армянского национального комитета Америки (Armenian National Committee of America, ANCA), пролоббировавшего поправки. ANCA последовательно поддерживал Армению с первых дней войны и после ее поражения остался одним из главных международных патронов непризнанной республики Арцах. По случаю 30-летия независимости НКР ANCA открыл официальное представительство в Степанакерте, что свидетельствует о намерении диаспоры продолжать политическую борьбу за независимость НКР.

К слову, недавно эту тему совершенно неожиданно для всех затронула посол США в Армении Линн Трейси. В одном из интервью американский дипломат отметила, что Вашингтон не считает вопрос о статусе Нагорного Карабаха решенным, как на этом настаивает Азербайджан. США продолжат добиваться его урегулирования, используя для этого площадку Минской группы, но только после того, как будут освобождены армянские пленные.

От слов США довольно быстро перешли к действиям. В рамках 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана при посредничестве Минской группы ОБСЕ, в организации которой ключевую роль сыграл Госдепартамент. Это было первое заседание группы в 2021 г. и первая встреча глав дипломатических ведомств Армении и Азербайджана с ноября 2020 г.

Активизация американской дипломатии накануне сессии Генеральной Ассамблеи не случайна. Вашингтон не только готов реанимировать Минскую группу, где они обладают формальным правом вмешиваться в отношения между Баку и Ереваном, но и пойти дальше. По мнению эксперта А. Бредихина, США могут попытаться разыграть в Карабахе косовский сценарий. С опорой на армянскую диаспору и международные институты Вашингтон будет добиваться признания независимости оставшейся армянской части НКР, чтобы создать там подконтрольное прокси-государство для влияния на политику кавказского региона в целом.

Инициативы Белого дома полностью соответствуют курсу, взятому Арменией после выборов. В обращении к Генассамблее премьер-министр Пашинян сообщил о начале «эры мирного развития» на Кавказе и предложил «возобновить процесс мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ». Армянский премьер также отметил, что «право народа Арцаха на самоопределение не может быть приостановлено посредством силы».

Посыл выступления армянского лидера в корне отличался от тезисов президента Азербайджана И. Алиева, который в обращении к Объединенным Нациям сообщил, что административно-территориального образования Нагорный Карабах больше не существует, а потому употребление этого термина в дальнейшем юридически неправомерно и политически предвзято.

Спор между дипломатическими ведомствами Армении и Азербайджана продолжился за пределами площадки ООН. Баку пообещал предпринять все возможное для защиты своей территории, в то время как армянский МИД назвал позицию Азербайджана «озадачивающей» и добавил, что статус Нагорно-Карабахской республики следует рассматривать отдельно под эгидой Минской группы ОБСЕ.

Похоже, что после года неопределенности в конфликте между Арменией и Азербайджаном наступил новый этап. На первый план вышел вопрос о международно-правовом статусе НКР/Арцаха. Отстранение Армении от конфликта продиктовано отсутствием у нее ресурсов для продолжения прямого противостояния с Азербайджаном. Основную ставку Ереван делает на внешних партнёров готовых, как, например, США, поддержать НКР для продвижения своих интересов в регионе.

 

Иван Сидоров

Заглавное фото: Министерство обороны Республики Армения