«Схлопывание» донбасского фронта ВСУ

После сдачи остатков мариупольского гарнизона на Азовстали началось осыпание донбасского фронта ВСУ. Союзные силы войск РФ и ДНР/ЛНР заняли несколько стратегических населенных пунктов на границе главных опорных пунктов: Северодонецка, Лисичанска, Северска, Соледара, Бахмута. За последние несколько дней в ходе боев была захвачена большая часть Красного Лимана, а город Светлодарск был оставлен украинскими военными без боя.

За 8 лет линия соприкосновения на Донбассе была превращена ВСУ в хорошо укрепленную линию обороны с подземными ходами, бетонными укреплениями и огневыми точками. География также на стороне ВСУ: украинские военные занимают господствующие высоты и лесополосы. Но грамотные действие войск РФ по уничтожению коммуникаций и линий снабжения, а также моральное истощение украинских бойцов делают исход битвы за Донбасс предрешенным.

Из-за произошедшего в рядах ВСУ психологического надлома Киев больше не может продолжать войну в том же режиме. В сети опубликованы десятки обращений украинский военных к верховному командованию с просьбой перестать посылать их на убой. Потери отдельных подразделений достигают 90%. У солдат кончаются патроны и продукты.

Информационная стена между российским и украинским обществами также становится более проницаемой. Все чаще украинцы обращаются в ведомства РФ или Донецка и Луганска в поисках информации о воюющих родственниках. На Украине действует закон, по которому военкоматам запрещено разглашать данные о потерях в течение 90 дней. Российские военные неоднократно жаловались на то, что украинская сторона отказывается забирать тела павших бойцов. Их хоронят в безымянных братских могилах.

На фоне донбасской трагедии ВСУ нарушается политическая стабильность киевского режима. Офис Зеленского в спешном порядке перекладывают вину за поражение на экс-президента Порошенко: якобы из-за него армия оказалась плохо подготовлена к столкновению с РФ. С показаниями против шоколадного магната выступил содержащийся в застенках СБУ В. Медведчук. Петр Алексеевич вину отрицает и говорит, что обвинения против него – информационная диверсия РФ. По словам Порошенко, во всех неудачах армии, в том числе сдаче Мариуполя, виноват Зеленский.

Другой разлом происходит между Офисом Зеленского и Генштабом ВСУ. Генералитет Украины хочет взять полный контроль над боевыми действиями в свои руки. «Война до последнего украинца» уже сейчас себя не оправдывает, и когда боевые действия сместятся в сторону больших городов – Одессы, Николаева, Днепра или Харькова – ВСУ могут просто не выстоять. Генштаб требует выводить войска с Донбасса, о чем с марта твердят ответственные западные эксперты, и формировать новые линии обороны на линии Днепра.

Отступление из Светлодарска не было согласовано с Офисом Президента, потому, как отмечают наши военные, впервые действия ВСУ были похожи на адекватную полевую тактику. Инсайдеры сообщают, что вначале Зеленский был взбешен своеволием военных и дал распоряжение ужесточить наказания для отказавшихся выполнять приказ как среди солдатского состава, так и командования. Но эмоции утихли, и на ночном совещании 25 мая в Офисе Президента все-таки было принято решение оставлять города Донбасса при угрозе полного окружения.

Из-за боязни потерять лицо Киевом было упущено много времени. Даже при том, что решение об отступлении было принято, имеются сомнения в том, успеют ли ВСУ отступить. По последним данным, восьмитысячная группировка в районе Северодонецка и Лисичанска находится в полном окружении. Кольцо сжимается вокруг Бахмута, куда отступил светлодарский гарнизон. По большому счету при нынешнем характере военных действий даже судьба славяно-краматорской линии обороны внушает слабый оптимизм. Так что Офису Зеленского надо уже начинать готовиться к сдаче всего Донбасса. По крайней мере психологически.