Персидский треугольник

Завершились визиты президентов США и России на Ближний Восток, и несмотря на разнообразие оценок практически все эксперты согласились в одном – время Америки в регионе закончилось. Американцы больше не могут диктовать странам региона свою волю. Созданы как формальные (ОПЕК+), так и неформальные (системы двусторонних и многосторонних альянсов) механизмы для противодействия политике мирового гегемона, который, как и его дряхлеющий лидер, не хочет уходить на покой.

Проблемы у США на Ближнем Востоке начались еще до Байдена или российской спецоперации. Выход из Ирака и Афганистана был вынужденным шагом, поскольку дорогие заграничные походы не принесли США ожидаемых выгод. 19 июля в Тегеране лидеры Ирана, России и Турции (астанинская тройка) заявила, что американские военные должны окончательно покинуть и Сирию, которую возглавляемая Вашингтоном коалиция мучила и грабила на протяжении 10 лет.

За визитом российского лидера в Тегеран западная пресса следила с большим интересом, чем за поездкой Байдена в Израиль и Саудовскую Аравию. О том, что она закончится провалом, написали заранее практически все приличные американские СМИ. По итогу поездки Байдену попросту было нечего предъявить миру. Саудовская Аравия не стала менять график нефтедобычи, подстраиваясь под нужды Вашингтона. Подтверждает американский провал и последовавшая инициатива Макрона, который пригласил в Париж главу ОАЭ, для того, чтобы договориться о дополнительных поставках энергоресурсов хотя бы для Франции.

Пока Евросоюз пытается собрать международную энергетическую корзину, прося нарастить добычу Алжир, Азербайджан и арабский мир, Россия делает следующий стратегический шаг по укреплению влияния на энергетических рынках. В Тегеране было подписано соглашение между Газпромом и Иранской национальной нефтяной компанией (НИНК) на $40 млрд. Иран обладает не только обширными нефтяными, но и газовыми запасами (вторыми в мире). По условиям контракта на территории ИРИ будут построены десятки объектов, в том числе газопроводы и производственные мощности СПГ. В то время как энергетический дефицит в Европе нарастает, Россия заключает с Ираном газовый «суперсоюз».

Помимо этого, на иранской бирже была запущена торговля рублем, благодаря чему российская валюта вышла на ближневосточные рынки, укрепив свои позиции. Также были заключены дополнительные соглашения в области транспорта. Накануне визита началась работа магистрального коридора «Север-Юг» через Каспийское море и Центральную Азию в Индию. На переговорах президентов Путина и Раиси было достигнуто соглашение построить дополнительную ветку в сторону Аравийского полуострова для подключения к коридору монархий Персидского залива. Россия готова построить недостающий участок длиной в 146 км в кратчайшие сроки.

Но, пожалуй, главное, на что многие обратили внимание – это полное взаимопонимание, продемонстрированное лидерами трех стран в Тегеране. Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи поддержал российскую спецоперацию и признал претензии России к НАТО полностью обоснованными. Эрдоган со своей стороны, как сообщается, пообещал воздержаться от военных действий на севере Сирии или в Нагорном Карабахе, чтобы не дестабилизировать обстановку в регионе. Кроме того, на следующем саммите в астанинском формате, который должен пройти в Москве, ожидается расширение сферы сотрудничества стран тройки и превращение их союза – Персидского треугольника – в постоянно действующую региональную площадку.

 

Иван Сидоров