ВЭФ-2022: через Дальний Восток в многополярный мир

8 сентября во Владивостоке завершил работу VII Восточный экономический форум. Главная тема ВЭФ-2022 «На пути к многополярному миру» вызвала некоторые спекуляции в экспертных кругах. Многими такая рабочая повестка, да и сам форум 2022 года были трактованы как «кризис-менеджмент» в условиях санкций. В действительности Дальний Восток – это устоявшийся вектор внешней политики РФ, и санкции лишь подтверждают его осознанность.

Азиатско-тихоокеанский регион или АТР интересует Россию не случайно. На Тихом океане расположены две главные державы современности – КНР и США – а между ними протянулся широкий пояс динамично развивающихся стран, так называемых «азиатских тигров», и состоявшихся промышленных гигантов (Япония, Южная Корея, Австралия). Кроме того, на Тихом океане функционирует вторая по эффективности после ЕС международная организация АСЕАН, чья модель интеграции может послужить образцом для Евразийского союза (ЕАЭС).

Сегодня глобальный центр деловой активности перемещается в АТР. В странах региона проживает 50% населения планеты, их экономика генерирует 40% мирового ВВП и более 50% глобального экономического роста. Понимая, насколько мощный цивилизационный рывок совершили страны региона, и в особенности КНР, США еще в 2017 г. приняли стратегию «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», цель которой заключается в сдерживании Китая и сохранении американского регионального лидерства.

Россия также стремится реализовать тихоокеанский потенциал и уже не первый год интегрируется в АТР. В 2012 г. было создано Министерство развития Дальнего Востока и Арктики, которое взяло на себя функции централизованного управления регионом. За прошедшее десятилетие Госдума приняла более 40 нормативно-правовых актов для формирования привлекательной инвестиционной среды на Дальнем Востоке.

В 2015 г. состоялся первый Восточный экономический форум, через год было заключено соглашение о Зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. В 2019 г. стартовали переговоры о ЗСТ с Индонезией и Сингапуром. В июне 2022 г. Россия приняла новую морскую доктрину, в соответствии с которой морские рубежи РФ в АТР были признаны зоной важных экономических интересов.

Россия привлекает страны АТР не только как потенциальный партнёр или проводник на рынки Евразии, но и как страна-транзитёр. Арктический регион не случайно подведомственен Минэкономразвития: в российской Арктике создан магистральный транспортный коридор Северный широтный ход (СШХ). Таяние арктического ледяного слоя позволяет осуществлять навигацию по Северному Ледовитому океану круглогодично. Доставка товаров из АТР в Европу по СШХ короче маршрута через Суэцкий канал в 2 раза, что позволит кратно сократить издержки.

Трансформация мирхозяйственных укладов делает российский Дальний Восток привлекательным для внешних игроков: с 2012 г. ими было вложено в регион $40 млрд, что составляет 1/3 иностранных инвестиций России. Однако в целом по объему и темпам развития экономики российский Дальний Восток в настоящий момент значительно уступает крупными игроками АТР. Если дальневосточный ВВП России находится на отметке $60 млрд, то ВВП Китая – $17 трлн, Японии – $5 трлн, Южной Кореи – $2.5 трлн, Австралии – $1.3 трлн, Индонезии – $1 трлн.

В условиях санкций Дальний Восток получит мощный импульс развития. Технологический импорт из стран АТР компенсирует часть убытков, связанных с ограничением связей с европейским бизнесом. Россия в свою очередь перенаправляет торговые потоки с недружественных стран Европы на новых партнёров в АТР. Это требует создания новой инфраструктуры и принятия совместных бизнес-решений.

Участие в ВЭФ-2022 иностранных делегаций (всего около 60 стран), включая высокопоставленных представителей Китая, Мьянмы, Малайзии, Индии и Монголии, говорит о том, что страны АТР заинтересованы в развитии отношений с РФ. Их бизнес-сообщества готовы занять освободившиеся ниши российского рынка и встроить Россию в новые цепочки производств.

Включение России в АТР – это шаг к многополярности. Ресурсы, которые ранее питали экономику Европы, отправятся на Тихий океан. Восток и Запад всё сильнее отдаляются друг от друга, и несмотря на попытки Старого Света сохранить западноцентричную модель наступление нового миропорядка становится необратимым процессом.

 

Иван Сидоров