Принятие Ирана в ШОС открывает дорогу к Большой Евразии

17 сентября на юбилейном саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Душанбе было принято несколько стратегических решений, определяющих дальнейшее развитие блока. Во-первых, был подписан Меморандум о взаимопонимании между ШОС и ЕАЭС. Во-вторых, Египет, Катар и Саудовская Аравия получили статус партнеров по диалогу. В-третьих, была запущена юридическая процедура принятия в состав ШОС Исламской Республики Иран в качестве полноправного члена.

Отношения между Ираном и ШОС насчитывают более 15 лет. В 2005 г. Иран получил статус наблюдателя при организации, в 2008 г. подал заявку на постоянное членство. Проблемы вокруг иранской ядерной программы и санкции США препятствовали удовлетворению иранской заявки. Однако реалии современных китайско-американских отношений вынудили секретариат ШОС пересмотреть свою позицию.

ШОС – это крупнейшая континентальная организация, в состав которой входят Китай, Россия, Индия, Пакистан, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Иран таким образом станет девятым по счету участником. Изначальный импульс интеграции исходил от Китая и России, однако они видели будущее организации по-разному: если для Москвы ШОС была интересна в первую очередь как организация коллективной безопасности, то КНР хотел использовать ее для экономической экспансии в Евразии.

Самоидентификация ШОС происходила под воздействием внешних факторов. За последние годы международное положение КНР стало непростым. Торговая война, а затем и военно-политическое давление США на Китай в Тихом океане, где были созданы блоки QUAD и AUKUS, поддержка ими Тайваня, вынудило Пекин обратить более пристальное внимание на континент. Еще одной причиной консолидации ШОС стал афганский фактор. Китайское руководство рассматривает ШОС как ответ на внешние вызовы, поэтому на текущий момент для него одинаково важны как экономическая, так и военно-политическая составляющие.

В принятой по итогам саммита в Душанбе декларации признано единство государств-членов в подходах к международным отношениям и общность целей в построении справедливого многополярного мира. Была обновлена политическая база сотрудничества: заявлено об открытии Антинаркотического центра ШОС в Душанбе, об учреждении Универсального центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств-членов ШОС в Ташкенте, Центра информационной безопасности в Казахстане и Центра по противодействию международной организованной преступности в Кыргызстане.

В экономической части декларации отмечается стремление стран-членов ШОС к построению единого пространства для ответа на современные экономические вызовы – объективные (изменение климата, истощение ресурсов) и субъективные (протекционизм, нечестная конкуренция). Выражена готовность наращивать сотрудничество в финансовой, транспортной, таможенной, промышленной, сельскохозяйственной и телекоммуникационной сферах. Особый акцент сделан на гуманитарном направлении деятельности блока, поскольку в современных условиях сохранение здоровья населения является одной из важнейших задач.

Таким образом Иран присоединяется к ШОС в знаковый момент ее истории. Из довольно аморфного образования она трансформируется в платформу евразийского сотрудничества, которая должна привести к формированию в Евразии нового типа международного взаимодействия, конкурирующего с евро-атлантическим миром.

Президент Ирана Э. Раиси выразил благодарность за принятие его страны в организацию. По словам Раиси, мир вступил в новую эпоху «глобальной многосторонности», и ШОС является одним из главных ее элементов.  Министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян, отметил, что членство Ирана в ШОС будет «стратегическим и окажет значительное влияние на политику Ирана, направленную на комплексное сотрудничество с соседями и азиатскими странами».

Присоединение к ШОС действительно стало успехом для Ирана и избранного президента. Этим шагом Раиси продемонстрировал, что «разворот на Восток» не пустой идеологический лозунг, а рабочая политическая стратегия. В Душанбе помимо участия в саммите ШОС Раиси провел переговоры с президентом Таджикистана Э. Рахмоном. Страны урегулировали взаимные претензии (Душанбе обвинял Тегеран в поддержке Партии исламского возрождения) и подписали 8 межправительственных соглашений, которые упростят для Ирана доступ к Центральной Азии.

Помимо этого, членство в ШОС является важной дипломатической победой Тегерана. Впервые после Исламской революции 1979 г. Иран стал членом международной организации. Это означает, что страны ШОС публично признали несостоятельность американской политики санкций. Кроме того, членство в ШОС простимулирует развитие отношений между Ираном и КНР, которые подписали в этом году соглашение о стратегическом партнерстве сроком на 25 лет.

Но вместе с преимуществами присоединение ИРИ к ШОС создает новые риски. Во-первых, отношения между некоторыми членами блока (в первую очередь КНР, Индией и Пакистаном) достаточно сложные, и Тегерану придется так или иначе обозначать свою позицию. Во-вторых, участие Ирана в ШОС может усилить антагонизм со странами Ближнего Востока, которые и до этого воспринимали Тегеран в качестве угрозы своим региональным интересам.

По мнению отдельных экспертов, членство Ирана в ШОС в принципе окажется чисто номинальным шагом. Сторонники данной позиции считают, что континентальные блоки России и КНР не способны конкурировать с проектами евро-атлантического мира и, присоединившись к ним, Тегеран лишь усилит свою зависимость от Москвы и Пекина и ухудшит отношения с США и Европой.

В этой связи важно учитывать, что такие организации как ШОС и ЕАЭС находятся на стадии развития. Принимая в свой состав новых членов, они постепенно повышают свою эффективность, политический вес, открывают новые экономические перспективы. Например, с принятием в состав организации Ирана и Катара в качестве партнера по диалогу ШОС стала одной из крупнейших «газовых» площадок, а это уже довольно значимое событие в масштабах мировой политики.

Иран станет важным дополнением к ШОС, и даже если на первом этапе сотрудничество будет носить ограниченный характер, для Тегерана оно сыграет важное значение в контексте санкционной политики США и отношений со странами Запада в целом. Дальнейшие же перспективы Большой Евразии участники ШОС будут изучать совместно.

 

Иван Сидоров

Фото: https://www.aljazeera.com/news/2021/9/19/iran-shanghai-cooperation-organisation

https://www.geopolitica.ru/en/news/iran-sco-timing-right