Решение № 29 от 23 ноября 2018 года

Совет депутатов Грозненского муниципального района Чеченской Республики

Р Е Ш Е Н И Е

23 ноября 2018 года                          г.Грозный                                           № 29

О Порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Грозненского муниципального района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Грозненского муниципального района Чеченской Республики

В соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Грозненского муниципального района, Совет депутатов Грозненского муниципального района Чеченской Республики

РЕШИЛ:

  1. Утвердить Порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Грозненского муниципального района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Грозненского муниципального района Чеченской Республики, согласно приложению.
  2. Признать утратившим силу решение Совета депутатов Грозненского муниципального района Чеченской Республики от 24 июня 2010 года № 41 «Об утверждении Положения о порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах Грозненского муниципального района Чеченской Республики».
  3. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию в МБУ «Грозненское районное сетевое издание «Зов земли» (адрес сайта: http://www.zovzemli.ru) и размещению на официальном интернет сайте муниципального образования (адрес сайта: http://www.grozraion.ru).
  4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Грозненского муниципального района  М.С.Магомедмерзоев


Приложение к решению Совета депутатов Грозненского муниципального района от 23 ноября 2018 года № 29

 Порядок

управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Грозненского муниципального района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Грозненского муниципального района Чеченской Республики

 

  1. Общие положения

 

1.1. Настоящий Порядок является муниципальным нормативным правовым актом, разработанным в целях установления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики правовых основ деятельности органов местного самоуправления Грозненского муниципального района по распоряжению и управлению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Грозненского муниципального района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту — земельные участки), на территории Грозненского муниципального района.

1.2. Действие настоящего Порядка распространяется на земельные участки, находящиеся в собственности Грозненского муниципального района, а также на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Грозненского муниципального района.

1.3. Правовую основу управления и распоряжения земельными участками на территории Грозненского муниципального района составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, Чеченской Республики, Устав Грозненского муниципального района, муниципальные нормативные правовые акты Грозненского муниципального района.

 

  1. Полномочия органов местного самоуправления Грозненского муниципального района в сфере управления и распоряжения земельными участками

 

2.1. Совет депутатов Грозненского муниципального района по вопросам земельных отношений осуществляет следующие полномочия:

1) определяет порядок управления и распоряжения земельными участками;

2)устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

3)утверждает правила землепользования и застройки;

4)определяет порядок осуществления муниципального земельного контроля;

5)осуществляет иные полномочия, отнесенные законодательством Российской Федерации к ведению представительного органа местного самоуправления.

2.2. Администрация Грозненского муниципального района по вопросам земельных отношений осуществляет следующие полномочия:

1) владеет, пользуется и распоряжается земельными участками;

2) принимает решения о проведении аукциона (конкурса) по продаже земельных участков, аукциона на право на заключение договора аренды земельного участка, в том числе по заявлению граждан или юридических лиц;

3) определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и размер задатка;

4) принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование;

5) устанавливает базовый размер арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, а также порядок предоставления муниципальной преференции за пользование землей;

6) принимает решение об установлении публичного сервитута — права ограниченного пользования земельными участками в случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или населения района, без изъятия земельных участков, с учетом результатов публичных слушаний;

7) разрабатывает, представляет на рассмотрение Совета депутатов Грозненского муниципального района местные программы использования и охраны муниципальных земель и обеспечивает их реализацию;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Чеченской Республики, нормативными правовыми актами Совета депутатов Грозненского муниципального района, Уставом Грозненского муниципального района.

2.2.1. Администрация Грозненского муниципального района осуществляет свои полномочия в сфере распоряжения земельными участками через структурное подразделение, уполномоченное на управление и распоряжение земельными участками — отдел имущественных и земельных отношений администрации Грозненского муниципального района (далее —  отдел И и ЗО)

2.3. Отдел И и ЗО по вопросам земельных отношений осуществляет следующие функции:

2.3.1. подготавливает проекты решений:

1) по образованию земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения или выдела земельных участков;

2) утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

3) об изменении вида разрешенного использования земельных участков;

4)  о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком;

5) о предоставлении бесплатно в собственность земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц;

2.3.2.заключает:

1) договоры купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

2) договоры аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

3) договоры безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование;

2.3.4. организует и осуществляет муниципальный земельный контроль;

2.3.5.обеспечивает соблюдение сроков подготовки и прохождения правовых документов на оформление земельных участков в администрации Грозненского муниципального района;

2.3.6.информирует население о порядке предоставления земельных участков;

2.3.7.организует постановку земельного участка на государственный кадастровый учет и получение кадастрового паспорта земельного участка в Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

 

  1. Общие вопросы предоставления земельных участков

 

3.1. Земельные участки предоставляются на основании:

1) распоряжения, в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

3.2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

3.2.3. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организацией, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

3.3. Земельные участки предоставляются гражданам или юридическим лицам:

1) в собственность бесплатно и за плату;

2) в аренду на торгах и без проведения торгов;

3) в постоянное (бессрочное) пользование;

4) в безвозмездное пользование.

3.4. Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид осуществляется в соответствии с Градостроительными регламентами и Правилами землепользования и застройки территорий.

3.5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

3.6. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) устанавливается в случаях:

— частного сервитута в соответствии с гражданским законодательством;

— публичного сервитута на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и Чеченской Республики, а также нормативных правовых актов Грозненского муниципального района, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или населения района, без изъятия земельных участков, с учетом результатов публичных слушаний.

3.7. Права на землю могут быть ограничены в интересах района по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации (далее по тексту — ЗК РФ), иными федеральными законами.

3.8. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ»О государственной регистрации недвижимости».

3.9. Земельные участки не могут быть предоставлены для строительства жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктур в зонах, подверженных риску затопления (подтопления).

 

  1. Предоставление земельных участков в собственность

 

4.1. Земельные участки могут быть предоставлены гражданину или юридическому лицу в собственность на торгах и без проведения торгов, а также в собственность бесплатно.

4.2. Продажа земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона, в соответствии со ст. 39.11, 39.12 ЗК РФ.

4.3. Случаи предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов определены в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

4.4. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии со ст. 39.4 ЗК РФ.

4.5. Предоставление земельных участков гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется в случаях, указанных в ст. 39.5 ЗКРФ.

4.6. Не подлежат предоставлению гражданам и юридическим лицам в собственность:

-спорные земельные участки, в отношении которых ведется административное или судебное разбирательство, до вступления в силу соответствующего решения, а также земельные участки в случае судебного спора по границам земельных участков, о принадлежности зданий, сооружений, находящихся на них;

-земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

— участки, не подлежащие приватизации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

-земли, зарезервированные для государственных и муниципальных нужд на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации;

-земли общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами и другими объектами;

-земельные участки, сформированные, в том числе из земель, расположенных за красными линиями проспектов, дорог, улиц, проездов, за исключением случаев, когда за границами красных линий расположены части зданий, сооружений, не являющихся самовольными постройками;

-земельные участки с не установленными на местности границами и не прошедшие государственный кадастровый учет.

4.7. При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок переходит в собственность Грозненского муниципального района в соответствии с действующим законодательством.

 

  1. Предоставление земельных участков в аренду

 

5.1. Земельные участки могут быть предоставлены в аренду на торгах и без проведения торгов.

5.2. Договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случаях, предусмотренных п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению (срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года и является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов);

4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка;

6) подача заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора аренды земельного участка.

5.3. Предоставление земельных участков в аренду на торгах.

5.3.1. Решение о проведении аукционов по продаже земельных участков, аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков принимается администрацией Грозненского муниципального района, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

5.3.2. Образование земельных участков для их продажи или предоставления в аренду путем проведения аукционов осуществляется по инициативе органа местного самоуправления или по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.

5.3.3. Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке:

1) подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;

2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ;

3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;

5) принятие администрацией Грозненского муниципального района решения о проведении аукциона.

5.3.4. Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц осуществляется в следующем порядке:

1) подготовка заинтересованным лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка;

2) обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с заявлением (с указанием цели использования земельного участка) об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка;

3) принятие и направление уполномоченным органом заявителю решения об утверждении схемы расположения земельного участка (с приложением схемы) или решения об отказе в ее утверждении (с указанием оснований отказа);

4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;

5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц государственного кадастрового учета земельного участка;

6) обращение заинтересованного в предоставлении земельного участка лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка (в данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка);

7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона;

8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона;

9) принятие администрацией Грозненского муниципального в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона (при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ).

5.3.5. Запрещается объединение двух и более земельных участков в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным законом.

5.3.6. Проведение аукциона по продаже земельного участка либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39.11, 39.12 ЗКРФ.

5.3.7. В случае если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности).

5.3.8. Аукцион по продаже земельного участка либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка проводится в электронной форме, за исключением случаев, если земельный участок предоставляется гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности либо предназначен для сельскохозяйственного производства.

 

  1. Предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование

 

6.1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются на основании распоряжения администрации Грозненского муниципального района исключительно:

1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;

2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);

3) казенным предприятиям;

4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

6.2. В распоряжении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также:

1) наименование организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц в случае предоставления земельного участка юридическому лицу;

2) наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка;

3) наименование органа государственной власти в случае предоставления ему земельного участка.

6.3. Не допускается предоставление земельных участков указанным в пункте 6.1 лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено ст. 39.10 и 39.20 ЗК РФ.

 

  1. Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование

 

7.1. Земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

7.2. Срок безвозмездного пользования земельным участком устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса.

7.3. Договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения садоводства или огородничества, заключаемый с некоммерческой организацией, созданной гражданами, должен предусматривать обязанность этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, а также проведения кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

7.4. Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование осуществляется на основании договора безвозмездного пользования земельным участком, заключаемого администрацией Грозненского муниципального района с заинтересованным лицом.

 

  1. Предоставление (переоформление) гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения

 

8.1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки, в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

8.2. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, сооружений в следующих случаях:

1) если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее — неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности, либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (в таких случаях граждане или юридические лица совместно обращаются в администрацию Грозненского муниципального района  с заявлением о приобретении прав на земельный участок);

2) если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора;

3) если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора;

4) если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц.

Согласие иных лиц, которым принадлежат здания, сооружения или помещения в них, на приобретение такого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование не требуется. В этом случае с указанными лицами заключается соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка. Плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных указанным лицам на праве оперативного управления.

8.3. Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (порядок заключения договора аренды в данном случае определен ст. 39.20 ЗК РФ).

8.4. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1 «Об утверждении Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

8.5. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.

8.6. Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности, на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ, либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗКРФ.

8.7. Особенности формирования земельных участков, на которых расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются  земельным и жилищным законодательством, а также нормативным актом Совета депутатов Грозненского муниципального района.

8.8. Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, а также безвозмездного пользования земельного участка, заключенные на срок менее чем на один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 

  1. Формирование земельного участка, на котором расположены здания, сооружения

 

9.1. Границы и размеры земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, в существующей застройке определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Для образования новых и упорядочения существующих земельных участков составляется схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

9.2. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий застройки, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка, включая откосы, примыкающие к земельному участку, в соответствии с требованиями эколого-ландшафтной организации территории.

9.3. Границы земельного участка формируются с минимальным количеством поворотных точек. Не допускается изломанность границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.

9.4. В общую площадь земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимой для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимого имущества в соответствии с установленными нормами.

Территория, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) объекта недвижимого имущества, включает:

-элементы благоустройства в соответствии с проектом благоустройства, разработанным в составе проекта на строительство объекта;

-инженерные коммуникации, предназначенные для эксплуатации объекта;

-проходы и проезды к объекту, в том числе железнодорожные пути (при их наличии);

-автостоянки, складские, разгрузочные, разворотные площадки.

Доступ (проход и проезд) на земельный участок обеспечивается как с использованием земель общего пользования, так и с использованием иных земельных участков путем установления частного сервитута.

9.5. Если фактическая площадь земельного участка, занимаемого объектом недвижимого имущества, в существующей застройке меньше нормативных размеров и увеличение размеров земельного участка не представляется возможным, то границы земельного участка устанавливаются по фактически существующим границам.

 

  1. Нормы предоставления земельных участков

 

10.1.Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам из земель, находящихся в муниципальной собственности:

1)максимальные размеры:

— для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности – 200га;

— для ведения садоводства – 5,0 га;

— для ведения огородничества – 1,0 га

— для ведения животноводства (для пастбищ и сенокошения) – 1000 га;

— для дачного строительства – 0,10 га;

— для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – 0,10 га.

2) минимальные размеры:

— для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности –5,0га;

— для ведения садоводства и огородничества – 0,10га;

— для ведения животноводства (для пастбищ и сенокошения) –2,0 га;

— для дачного строительства – 0,05 га;

— для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – 0,06 га.

10.1.1. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для целей, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

10.2. Нормы предоставления земельных участков не распространяются на случаи предоставления земельных участков, ранее находившихся у граждан на праве постоянного (бессрочного)  пользования  или пожизненного наследуемого владения.

10.3. В случае если размеры ранее предоставленного земельного участка меньше размеров, установленных нормативными правовыми актами, то в процессе разработки проекта границ земельного участка размеры данного участка могут быть увеличены до нормативных размеров при наличии свободных земель, согласия смежных землепользователей и администрации Грозненского муниципального района. При выкупе земельного участка присоединенные земли продаются по нормативной цене земли.

10.4. Сверхнормативная площадь, более десяти процентов, может быть закреплена за собственником, пользователем земельного участка на праве собственности (за плату) или аренды при условии, что она, в силу сложившейся планировки территории, не может быть использована и зарегистрирована в качестве самостоятельного земельного участка при согласии смежных землепользователей.

 

  1. Особенности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности

 

11.1. Земельный участок может быть обременен частным или публичным сервитутом.

11.2. Частный сервитут устанавливается в интересах отдельных лиц для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

11.3. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника земельного участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

11.4. Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего земельного участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

11.5. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

11.6. Публичный сервитут устанавливается постановлением Грозненского муниципального района  в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или жителей района, без изъятия земельных участков.

11.7. Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Грозненского муниципального района, заключается в случаях, установленных гражданским и земельным законодательством, и, в частности, в следующих случаях:

1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

2) проведение изыскательских работ;

3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.

 

  1. Заключение договора аренды

 

12.1. Особенности договора аренды земельного участка, а также сроки заключения договора аренды определены в ст. 39.8 ЗК РФ.

12.2. При аренде земельного участка заключается договор аренды земельного участка (далее — договор). Арендаторами по договору могут быть физические и юридические лица, а Арендодателем – администрация Грозненского муниципального района (далее в настоящем разделе — Арендодатель).

12.3. К договору должен быть приобщен кадастровый паспорт земельного участка.

12.4. Вне границ земельного участка по договору на Арендатора распространяются права ограниченного пользования соседних земельных участков (сервитуты, предоставляющие Арендатору права прохода, проезда через соседний участок, эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, водоснабжения, канализации, объектов мелиорации и др. по согласованию с соответствующими организациями и учреждениями).

12.5. По истечении срока действия договора Арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора в порядке, предусмотренном законодательством.

12.6. При аренде земельного участка на срок более чем пять лет Арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды.

12.7. Арендодатель гарантирует, что предмет договора не обременен правами и претензиями третьих лиц, о которых он не мог не знать, и берет на себя урегулирование любых претензий третьих лиц, предъявляющих какие-либо законные права на предмет договора.

12.8. Права и обязанности Арендодателя.

12.8.1. Арендодатель имеет право:

-досрочно расторгнуть договор в случае нарушения Арендатором условий договора, направив не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней уведомление Арендатору о намерении расторгнуть договор с указанием причин расторжения, с соблюдением требований законодательства;

-вносить в договор необходимые изменения и уточнения в случае установления таковых законодательством иными нормативно – правовыми актами, регулирующими земельно-имущественные отношения;

-осуществлять контроль за использованием и охраной земель, предоставленных в аренду;

вносить в государственные органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, требования о приостановлении работ, ведущихся Арендатором с нарушением законодательства, нормативных актов или условий, установленных договором;

— на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных ухудшением качества арендованных земель в результате деятельности Арендатора;

-требовать через суд выполнения Арендатором всех условий договора, в том числе его расторжение.

12.8.2. Арендодатель обязан:

-выполнять в полном объеме все условия договора;

-передать Арендатору земельный участок в состоянии, соответствующем условиям договора;

-не вмешиваться в хозяйственную деятельность Арендатора, если она не противоречит условиям договора, гражданскому и земельному законодательству Российской Федерации;

-не издавать специальных актов, затрагивающих (ущемляющих, ограничивающих) права Арендатора, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством и (или) оговоренных в договоре;

-в случаях, связанных с необходимостью изъятия земельного участка для государственных, муниципальных нужд, оказать содействие в возмещении Арендатору в полном объеме убытков, включая упущенную выгоду;

-вести реестр договоров аренды.

12.9. Права и обязанности Арендатора.

12.9.1. Арендатор имеет право:

-на сохранение всех прав по договору, при смене собственника переданного в аренду земельного участка;

-требовать через суд выполнения Арендодателем всех условий договора;

-использовать участок в соответствии с целью и условиями предоставления;

-на продление в преимущественном порядке договора на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению Арендатора, переданному в Комитет не позднее чем за 60 (шестьдесят) календарных дней до истечения срока договора;

-по согласованию с Арендодателем, землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами производить улучшения земельного участка, возводить на земельном участке здания, сооружения и иные объекты недвижимости (в дальнейшем именуемые Улучшения);

-требовать по завершении срока действия договора возмещение стоимости за неотделимые Улучшения, произведенные с письменного согласия Арендодателя;

-отдать с согласия Арендодателя арендные права земельного участка в залог, внести их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив  с учетом и в пределах срока договора аренды земельного участка;

-досрочно при исчезновении необходимости аренды участка расторгнуть договор, направив не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней уведомление об этом Арендодателю.

12.9.2.При досрочном расторжении договора или по истечении его срока действия Арендатор вправе продать Арендодателю по оговоренной специальным соглашением Сторон цене все произведенные им на земельном участке Улучшения.

В случае досрочного расторжения договора и вследствие невыполнения Арендодателем своих обязательств возмещение ущерба Арендатору производится исходя из:

-размера инвестиций, определенного проектом, за исключением инвестиций в объекты, завершенные строительством, но непригодные на момент расторжения договора для эксплуатации или использования по назначению, определенному проектом;

-произведенных арендатором затрат для реализации Улучшений (включая затраты по договорам, связанным с реализацией Улучшений).

12.9.3. Арендатор обязан:

-произвести в предусмотренных законодательством случаях государственную регистрацию прав на земельный участок;

-обеспечить освоение участка в установленные договором сроки;

-использовать земельный участок в соответствии с целью и условиями предоставления;

-выполнять в полном объеме все условия договора;

-своевременно, в соответствии с договором, вносить арендную плату;

-не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению территории земель населенных пунктов;

-после окончания срока действия договора передать участок Грозненскому муниципальному образованию в состоянии и качестве не хуже первоначального;

-обеспечить безопасность строительных работ до начала их осуществления (возвести забор, иное ограждение, препятствующее проникновению третьих лиц на участок);

-обеспечить Арендодателю, органам государственного контроля свободный доступ на земельный участок;

-выполнять требования соответствующих служб условий эксплуатации подземных и наземных коммуникаций, сооружений, дорог, проездов и не препятствовать их ремонту и обслуживанию;

-в случае прекращения деятельности Арендатора или передачи прав третьим лицам в десятидневный срок направить Арендодателю письменное уведомление об этом;

-не нарушать права других землепользователей;

-устранить за свой счет Улучшения, произведенные без письменного согласия Арендодателя;

-не препятствовать юридическим лицам, осуществляющим (на основании соответствующего решения уполномоченного органа) геодезические, геологоразведочные, землеустроительные и другие исследования и изыскания, в проведении работ.

12.9.4.Арендодатель вправе возложить по договору на Арендатора следующие особые условия:

-сроки освоения участка, строительства отдельных объектов (при аренде земельного участка для строительства);

-обязательства по уборке территории, хранению отходов, обслуживанию дорог, наземных и подземных коммуникаций, расположенных на участке, платежи за пользование общими коммуникациями и другие платежи, предусмотренные законодательством;

— обязательство по соблюдению режима и охране расположенных на участке памятников истории и культуры, природных объектов, возмещению убытков и упущенной выгоды третьих лиц;

-требования к качественному состоянию участка по истечении срока аренды;

-оформление государственной регистрации прав на земельный участок в случае заключения долгосрочного договора.

12.10. При наступлении экстремальных обстоятельств, под которыми понимаются обстоятельства непреодолимой силы, такие как пожар, наводнение, либо связанные с обеспечением обороны и безопасности и т.д., препятствующие Арендодателю или Арендатору исполнять свои обязанности по договору аренды, стороны освобождаются от ответственности за неисполнение этих обязательств. О таких обстоятельствах они должны немедленно известить друг друга. Сообщение должно быть подтверждено документом, выданным уполномоченным на то государственным органом. При продолжительности экстремальных обстоятельств свыше 6 (шести) месяцев стороны должны встретиться для выработки взаимоприемлемого решения, связанного с продолжением действия договора.

12.11. Земельные споры, возникающие при реализации договора, должны быть разрешены в течение 30 (тридцати) дней с даты соответствующего заявления об этом Арендодателя или Арендатора. При невозможности достижения согласия между ними заинтересованная сторона вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

12.12. Изменения, дополнения и поправки к условиям договора действительны в том случае, если они сделаны в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Арендодателя и Арендатора.

12.13. Арендатор обязан подтвердить Арендодателю, что на день подписания договора у него отсутствовали ответственность или обязательства какого-либо рода, которые могут послужить причиной для расторжения договора, и что он имеет право заключить договор без каких-либо иных разрешений.

12.14. Право аренды на земельный участок по договору прекращается со дня его расторжения.

12.15. К договору в качестве неотъемлемой части должен быть приложен кадастровый паспорт земельного участка, предоставленного в аренду, расчет арендной платы, передаточный акт и распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду.

12.16. За аренду земельного участка взимается арендная плата.

12.16.1. Арендная плата за аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.

12.16.2. Арендная плата за аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается Правительством Чеченской Республики.

12.17. Порядок и сроки внесения арендной платы, начисление неустойки/пени за ее неуплату в установленные  сроки, а также условия заключения договора на новый срок, досрочного прекращения отношений между арендодателем и арендатором определяются договором в соответствии нормами законодательства.

12.18. Размер арендной платы может быть пересмотрен Арендодателем в одностороннем порядке при утверждении новой базовой ставки арендной платы и (или) методики расчета арендной платы, при изменении индекса инфляции, но не чаще одного раза в год, а также, в случае ее установления по результатам торгов, на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, не чаще одного раза в три года. Указанные условия договора, касающиеся увеличения или уменьшения размера арендной платы, не подлежат дополнительной государственной регистрации.

12.19. Неиспользование земельного участка Арендатором не может служить основанием для невнесения арендной платы и невыполнения работ (услуг).

12.20. Прекращение аренды земельного участка осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации, а также по основаниям, предусмотренным договором.

12.21. Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного  пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

12.22. Вопросы, возникающие в части осуществления своих прав Арендодателем и Арендатором, не урегулированные условиями договора регламентируются гражданским и земельным законодательством.