Грузия – самый восточный порт Европейского союза

О задачах президентского правления Саломе Зурабишвили

Избрание С. Зурабишвили президентом Грузии в конце 2018 г. стало результатом продуманной политики правящих кругов страны. Из-за рассинхронизации политического и экономического векторов Грузия оказалась в геополитическом тупике, последствия которого становятся все более ощутимыми и замедляют развитие государства. На президента Зурабишвили возложена важная функция по обновлению грузинской внешней политики и приведению в соответствие ее идеологических и практических аспектов.

 

Геополитический тупик

Среди бывших советских республик Грузия, не считая стран Балтии, с момента распада СССР проводила последовательный курс, ориентированный на интеграцию в евроатлантические структуры. Во многих отношениях этот курс оказался успешным для страны: западный мир принял Грузию в международную демократическую семью, а ее путь государственного строительства признал образцовым для региона.

Через территорию Грузии проходят несколько важных для Европы магистральных экспортных трубопроводов (Баку-Супса, БТД). После старта проекта Шах-Дениз 2 на Каспии в 2014 г. в Грузию, по территории которой проходит транзитный газопровод из Азербайджана в Турцию, пришли крупные внешние инвестиции в размере $1.8 млрд.[1]

Благодаря успешным политическим реформам и участию в создании Южного газового коридора Грузия имеет благоприятный политический и экономический облик на международной арене. Мировой Банк поставил Грузию на шестое место в мире в рейтинге лёгкости ведения бизнеса (Doing Business). По аналогичному показателю Институт Фрейзера поместил Грузию на 7 место, а Институт Брукингс на 18. В рейтинге World Governance Indicators Грузия попала в двадцатку европейских стран с наиболее развитыми политическими системами (с высокой степенью контроля за коррупцией, свободой слова и независимостью судов)[2].

Однако несмотря на ореол благополучия, окружающий грузинскую республику, в стране не первый год идут негативные, с точки зрения западного мира, политические процессы. Демократические реформы, успешно начатые М. Саакашвили на первом сроке правлений, были приостановлены им же на втором. В Грузии усилились авторитарные тенденции.

То, что не удалось сделать Саакашвили и Единому национальному движению, завершил создатель политического блока Грузинская мечта, крупный бизнесмен и премьер-министр Грузии с 2012 по 2013 гг. Бидзина Иванишвили. Вместо многопартийной системы в Грузии фактически установилась монополия одной партии, правда, под лозунгами европейского выбора, а власть стала концентрироваться в руках одного человека[3].

Подобное развитие ситуации было негативно оценено западными странами[4], а потому, несмотря на то, что никаких формальных препятствий не осталось, существенного прогресса на пути интеграции Грузии в Европейский союз и НАТО так и не было сделано. При внешне позитивном характере отношений, они практически никаким образом не развиваются, а в некоторых их аспектах, например, во взаимодействии с Североатлантическим альянсом, и вовсе наблюдается регресс.

Эффект от весьма противоречивых политических событий в Грузии был усилен общей негативной экономической конъюнктурой, складывающейся в регионе большого Каспия с 2014 г. После сланцевой революции и развития технологий производства СПГ значение каспийских углеводородов для мировой экономики было пересмотрено. Не столь остро востребованным оказались трансконтинентальные нефте- и газопроводы, в обслуживании которых Грузия принимает участие. В результате интерес к грузинской экономике снизился. Достигнув пиковых показателей в 2014 г. приток внешних инвестиций в страну начал сокращаться и в 2018 г. упал до минимальной отметки в $197 млн.[4]

При том, что в политическом измерении Грузия продолжает следовать курсу на евроатлантическую интеграцию, структура ее торгового баланса отображает совершенно иную картину. В 2017-2018 гг. крупнейшими торговым партнерами Грузии стали Турция, Россия, Китай и Азербайджан[5]. Несмотря на политический выбор география диктует собственную логику.

Разнонаправленность экономического и политического векторов грузинской политики стала главной причиной проблем, с которыми Тбилиси сталкивается сегодня. Развивая диалог с западным миром, Грузия существенно ограничивает потенциал отношений с менее демократическими режимами, из-за чего страна оказывается в своего рода геополитическом тупике, обуславливающим ее отставание.

Стратегические цели Грузии

 Для того, чтобы выйти из тупика и продолжить интеграцию в мировую экономику, Грузия нуждается в новом крупном проекте, на котором она сможет специализироваться в рамках международного разделения труда. Учитывая малый запас природных и финансовых ресурсов, Тбилиси имеет ограниченный выбор, в котором вновь наиболее предпочтительным вариантом становится коммерческая реализация ее географического положения. Однако если в 1990-2000 гг. экономическое развитие Грузии было во многом связано с экспортом углеводородов, то сегодня гораздо большие выгоды обещает участие в создании транзитных коридоров из Восточной и Южной Азии в Европу.

После кризиса нефтегазовой отрасли 2014 г. грузинское правительство обозначило новый приоритет экономической политики, которым было признано превращение страны в международный транспортно-логистический центр. Для этого в городе Анаклия было начато строительство глубоководного порта, который по замыслу должен стать важным звеном на пути движения товаров из Каспийского в Черное море, а оттуда в Европу. В начале марта 2019 г. Грузия, Румыния, Азербайджан и Туркменистан подписали декларацию, которая закрепила их общее намерение создать «Международный транспортный коридор Каспийское море – Черное море»[6].

В 2016 г. правительственный тендер на строительство порта в Анаклии выиграл международный консорциум Anaklia Development Consortium (ADC), куда помимо грузинской компании TBC Holding входит американская Conti International. В 2018 г. ADC заключил соглашение с американской компанией SSA Marine – крупнейшим в мире портовым оператором. В этой связи проект в Анаклии рассматривается грузинским правительством и как средство укрепления отношений с США[7].

В 2019 г. премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе представил проект порта в Анаклии на панельной дискуссии «Евразия в новом глобальном контексте» Всемирного экономического форума в Давосе, а также сформулировал базовую стратегию позиционирования Грузии на международной арене в качестве моста между Европой и Азией. Важно отметить, что, наводя мосты между континентами, Грузия продолжает ассоциировать себя с евроатлантическим миром. Как выразился по этому поводу американский аналитик Ф. Старр, Анаклия станет «самым восточным портом Европы»[8].

У консорциума ADC также имеются долгосрочные планы в южнокавказском регионе. Помимо возведения портовой инфраструктуры в районе города Анаклия идет создание зоны свободной торговли Anaklia City, которая, по замыслу архитекторов, станет центром деловой активности на Кавказе и позволит Грузии эффективно взаимодействовать с Арменией, Азербайджаном, российским Кавказом и Северо-Востоком Турции. Таким образом отношения Грузии с соседями будут деполитизированы, что принципиально важно, например, для грузино-российского межгосударственного диалога, который сильно ограничен в политическом измерении после событий 2008 г.

Для столь амбициозного проекта, как Анаклия, нужны существенные экономические и политические гарантии. Пока Грузия сохраняет крайне привлекательный международный имидж, однако по мере усиления авторитарных тенденций в стране, к чему есть предпосылки, ситуация может радикально поменяться[9]. Западные партнеры Тбилиси очень быстро могут перейти в оценках ситуации в стране от озабоченности к полному отказу в отношениях, что окажется губительным для грузинской внешнеполитической стратегии. А поскольку от ее успеха зависит дальнейшее развитие государства, Грузия пошла на довольно серьезные перемены на внутриполитической арене.

Контуры новой политики

 С самого начала президентской кампании в Грузии в 2018 г. у знакомых с политической обстановкой в стране не было сомнений в том, что в появлении С. Зурабишвили на политический арене кроется глубокий политический расчет правящей партии и неформального правителя Грузии Б. Иванишвили. Имеющая обширные связи в Европе и хорошо принимаемая в европейских столицах Зурабишвили, возглавлявшая внешнеполитическое ведомство при М. Саакашвили, а после перешедшая в оппозицию к его режиму, в роли первой женщины президента в регионе должна поддержать позитивный имидж Грузии на международной арене и дать руководству время для того, чтобы наполнить грузинскую политику новым экономическим содержанием.

Несмотря на то, что Зурабишвили стала президентом Грузии после конституционной реформы, в соответствии с которой была существенно расширена роль парламента, ее работа на президентском посту вносит серьезные изменения во внутреннюю и внешнюю политику страны. Явный алиенизм Зурабишвили по отношению к грузинским реалиям, не помешал ей довольно быстро включится в работу, в особенности на международной арене.

За первые два месяца в должности она выполнила обширную дипломатическую программу. В январе-феврале 2019 г. Зурабишвили побывала в Европе, где провела переговоры со всеми ключевыми фигурами европейской большой политики – президентами Европейского совета и Европейской комиссии Дональдом Туском и Жан-Клод Юнкером, комиссаром по вопросам расширения и политики добрососедства ЕС Йоханессом Ханом, главой внешней политики ЕС Федерикой Могерини, главой Европарламента Антонио Таяни и генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом[10].

После переговоров с ключевыми руководителями ЕС Зурабишвили посетила Францию и Германию, где также провела встречи на высшем уровне и получила от президента Макрона и канцлера Меркель гарантии в дружбе и поддержке[11]. Интересно, что сразу же после европейского тура Зурабишвили прибыла в Афганистан, где выступила перед грузинским миротворческим контингентом, что говорит о приверженности Тбилиси своим военно-политическим обязательствам перед евроатлантическим миром[12].

В марте 2019 г. состоялся визит Зурабишвили в Баку и Ереван, и как наблюдатели с обеих сторон не старались представить его в свете армяно-азербайджанских противоречий, в обеих столицах грузинский президент на первое место выдвинул взаимовыгодное экономическое сотрудничество и региональную стабильность, а все имеющиеся противоречия предложил решать исключительно дипломатическими средствами[13].

По-прежнему сложным для Грузии остается вопрос взаимоотношений с Россией. Зурабишвили известна своей взвешенной позицией, однако будучи во главе государства она вынуждена следовать генеральному курсу, который в основном подразумевает минимальный уровень доверия между Москвой и Тбилиси. Тем не менее, Зурабишвили выразила готовность искать компромиссы с Кремлем при посредничестве Европы или США. Так, в начале февраля российские и грузинские дипломаты обсудили в Швейцарии перспективы открытия новых транспортных коридоров для активизации торговли в регионе[14].

С учетом политических задач, стоящих перед Грузией, и первых шагов С. Зурабишвили на международной арене можно сделать вывод о том, что свой президентский срок она направит на улучшение глобального имиджа страны и минимизацию региональных и глобальных проблем. Сохраняя стратегическую ориентацию на западный мир, Тбилиси готов занять более прагматичную позицию в отношениях с соседями, поскольку именно с ними осуществляется важнейшие бизнес-контакты. Подобный политический курс создает благоприятные условия не только для реализации внешнеполитической стратегии Грузии по трансформации в логистический хаб между Европой и Азией, но и для развития конструктивных отношений на Южном Кавказе.

Иван Сидоров