Народная экономика

«Зов земли» и Отделение-Национальный банк по Чеченской Республике запустили рубрику «Народная экономика», в рамках которой доступным языком мы будем разъяснять сложные экономические понятия. Мы расскажем, как научиться жить по средствам, как сберечь и приумножить свои накопления без риска, как быть, если вы стали жертвой мошенников.

Сегодня речь пойдет об основных схемах хищения денег, которые используют предприимчивые мошенники. Возможно, они покажутся вам очевидными, но люди, которые «клюнули» на удочку аферистов, считали иначе.

Итак, для того чтобы не стать жертвой мошенников, владельцу карты необходимо соблюдать элементарные правила безопасности. Предположим, вы получили сообщение о том, что ваша карта заблокирована. Автор послания предлагает перезвонить по указанному в сообщении номеру, чтобы деньги не были списаны. Задача злоумышленника – вызвать у человека панику и спровоцировать его на необдуманные действия. Чтобы деньги не были списаны, аферист предлагает перезвонить по указанному в сообщении номеру. В телефонном разговоре мошенник, представляясь сотрудником «вашего банка», «службы безопасности» или даже «Центробанка», пытается выяснить данные вашей карты, включая пин-код, последние три цифры на обороте карты ­– CVC, либо предлагает выполнить некоторые действия с использованием банкомата, в результате чего вы останетесь без денег.

«Ни при каких обстоятельствах не сообщайте никому PIN-код карты, трехзначный цифровой код на ее обороте, а также коды безопасности и коды-подтверждения из sms от банка. Никто, включая сотрудников банка, не имеет права спрашивать у вас эту информацию. Если у вас возникают какие-либо вопросы или сомнения относительно судьбы своих денег на счете, звоните в банк по телефону, указанному на оборотной стороне карты, или на его сайте», — комментирует Иса Тамаев, управляющий Отделением-Национальным банком по Чеченской Республике Южного ГУ Банка России.

Мошенники ищут своих жертв и на сайтах бесплатных объявлений. Размещая в интернете объявление о продаже автомобиля или стиральной машины, будьте готовы к тому, что с вами на связь может выйти мошенник. Псевдо-покупатель сначала попытается получить данные вашей банковской карты, а затем под предлогом «что-то перевести деньги не получается» и код безопасности. С помощью этих данных мошеннику не составит никакого труда обчистить вашу карту. Аферист может выступить и в качестве «продавца», который быстро исчезнет, получив от финансово неграмотного гражданина предоплату за товар или услугу.

«Не стоит совершать сомнительные покупки, если у вас требуют предоплату. Если вещь подозрительно дешевая, то это, возможно, мошенничество, и следует отменить сделку. Не сообщайте данные своей карты людям на другом конце провода, даже если они сулят предоплату за ваш товар», — комментирует Иса Тамаев.

Будьте внимательны при расчетах в магазинах или кафе. Передавая карту другим людям, не упускайте ее из виду. Помните, PIN-код необходимо вводить так, чтобы он не был виден посторонним. Следите за поведением сотрудника, совершающего операцию. Нужно насторожиться, если он ведет себя подозрительно, например, фотографирует вашу карту на мобильный телефон под видом набора номера или sms.

Важно также всегда знать, сколько средств осталось у вас на банковском счете, к которому привязана карта. Для этого можно подключить sms-уведомление и регулярно просматривать выписки по счету через интернет-банкинг или банкомат. Желательно завести отдельную карту для расчетов в Интернете и через POS-терминалы, где целесообразно хранить небольшую часть средств. Эти несложные рекомендации помогут сохранить ваши деньги в безопасности.

Х.Косумов