Хотя отношения Индии с народами Кавказа имеют корни в далекой древности, долгое время они развивались крайне медленно. Ситуация начала меняться лишь недавно, по мере ускорения темпов роста индийской экономики. Наиболее сильно на их динамику повлиял проект международного транспортного коридора Север-Юг, который должен связать Индию и север евразийского материка сетью транспортных магистралей. Центральное место в этом проекте отводится Кавказу, что и послужило причиной начала нового этапа в индо-кавказских отношениях.
Задачи и вызовы индийской экономики
Индия одно из самых быстроразвивающихся государств мира. По прогнозу Всемирного экономического форума, следующие десять лет индийская экономика будет расти в среднем на 7.5%, и к 2030 г. Индия станет третьей экономикой мира, уступив первые два места США и Китаю. По прогнозу британского банка Standard Chartered к 2030 г. в Индии будет создано 100 млн. дополнительных рабочих мест, а средний возраст населения будет равняться 31 году. В связи с этим ожидается стремительный рост внутреннего потребления в Индии и значительное увеличение объема внешней торговли[1].
Между тем индийская внешняя экономика сегодня отличается малым разнообразием и находится в большой зависимости от политических факторов. Из-за конфликта с Пакистаном и естественного природного препятствия в виде гималайской горной системы континентальная торговля для Индии практически целиком недоступна, поэтому основной товаропоток поступает в страну и из страны по морю. Главными индийскими экспортными направлениями являются ближневосточное (Саудовская Аравия, ОАЭ), азиатское (Китай, Сингапур) и западное (Великобритания, США).
Последние несколько лет Китай, используя Пакистан и его связи с Саудовской Аравией, прилагает немалые усилия для того, чтобы потеснить индийские компании на Ближнем Востоке (CPEC, Китайско-пакистанский экономический коридор). С другой стороны, в рамках программы единого индо-тихоокеанского пространства Соединенные Штаты поставили цель использовать Индию для противостояния Китаю. Безусловно для Нью-Дели подобный политический расклад является крайне нежелательным, поскольку ставит Индию в уязвимое положение по отношению к двум крупнейшим экономикам мира.
Из-за задач, стоящих перед стремительно растущей индийской экономикой, а также для обхода недружественных инициатив глобальных конкурентов и обеспечения собственной экономической безопасности индийское руководство активно занимается поиском новых каналов для внешнеэкономического взаимодействия. Одним из наиболее приоритетных на сегодняшний день маршрутов для торговой экспансии Индии стало северное – выход на рынки стран Центральной Азии, Южного Кавказа, ЕАЭС и ЕС.
Южный Кавказ в глобальной стратегии Нью-Дели
Иран признается Индией ключевым союзником на Ближнем Востоке в контексте ее северной торговой экспансии. Из-за религиозных особенностей и порожденной ими самобытной политической системы Тегеран дистанцируется от мейнстримовой ближневосточной дипломатии, проводит независимый региональный и глобальный курс. Кроме того, так же, как и Индия, ИРИ рассматривает китайскую экономическую политику на Ближнем Востоке в качестве угрозы своим интересам.
Поскольку Индия и Иран не имеют общей сухопутной границы, сообщение между странами осуществляется по морю. В ноябре 2018 г. иранское правительство передало в аренду индийской компании Indian Ports Global Ltd сроком на 18 месяцев (с возможностью продления на 10 лет) глубоководный портовый комплекс Чабахар. Таким образом Индия получила опорную точку для дальнейшего продвижения вглубь континента[2].
Изначально основным торговым направлением в Иране для Индии признавалось афганское. Для этого из порта Чабахар предполагалось построить железнодорожную линию до Захедана на первой стадии и Мешхеда на второй, откуда индийский товарный поток будет перенаправлен в Афганистан и Центральную Азию.
Представленная конфигурация транспортного маршрута обуславливалась потребностью Нью-Дели в природных ресурсах центральноазиатского региона (руды цветных металлов, железо, углеводороды). Но со временем, когда важнейшими глобальными экономическими трендами стали торговля, транспорт и инфраструктура, Индия начала поиск дополнительных вариантов.
В современной мировой политике регион Южного Кавказа переживает свое второе рождение. Если после распада СССР внимание ведущих мировых экономических агентов привлек ресурсный потенциал региона, прежде всего энергетический, сегодня колоссальные возможности на Южном Кавказе открываются в сфере международного торгового транзита. Страны региона, в особенности Азербайджан и Грузия, вложили существенные средства в модернизацию своих транспортных систем и теперь готовы предоставить своим внешним партнерам из любых географических точек транзитные услуги самого высокого качества.
Особенно выделяется на фоне соседей Азербайджан. Некогда специализировавшаяся преимущественно на экспорте углеводородов страна на текущий момент участвует в нескольких глобальных транспортных проектах, пересекающих евразийский континент по всем географическим направлениям. Азербайджан поддерживает китайскую инициативу Пояса и Пути, российско-иранский коридор Север-Юг, совместный с Грузией проект железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс и различные грузинские инициативы по обеспечению движения грузов из Европы через порт Анаклия в Центральную Азию и Афганистан[3].
Из-за проблем в отношениях с Россией и Арменией Грузия полноценно может реализовывать только западное и восточное направление международной торговой кооперации, однако ее безоговорочным преимуществом являются долгосрочные стратегические отношения с евроатлантическим миром и стремительно развивающийся диалог с Китаем, который за последние годы заметно увеличил объем экономических связей с Тбилиси.
Армения заметно отстает от своих соседей по региону в плане участия в глобальных транспортных инициативах. Блокада со стороны Азербайджана и Турции, тлеющий карабахский конфликт и неустойчивая политическая ситуация делают ее менее привлекательным направлением для внешних инвестиций, но благодаря участию в ЕАЭС и мощной поддержке со стороны обширной международной диаспоры Республика сохраняет высокий экономический и транзитный потенциал. За годы изоляции Армения выстроила конструктивные отношения с Ираном, который оказался важнейшим партнером для связей с мировой экономикой. В конце 2017 г. стороны создали совместную экономическую зону Мегри, которая послужила платформой для сближения ИРИ с ЕАЭС.
Обилие возможностей по международной экономической кооперации, появившихся на Южном Кавказе в последнее время, сделали регион крайне привлекательным направлением политики для Индии в контексте ее стратегических задач. Сотрудничество с южнокавказскими странами открывает совершенно новые горизонты для индийской экономики. Разветвлённая сеть транспортных магистралей, связывающая экономические пространства Ирана, стран Центральной Азии, Кавказа, ЕАЭС и Европы позволит Нью-Дели в долгосрочной перспективе экспортировать по северному маршруту до 85 млн т товаров в год, а разнообразие экономических каналов существенно снизит вероятность политических конфликтов с конкурентами.
Отношения Индии с южнокавказскими странами
Из-за осложнения американо-иранского диалога в 2018 г. дальнейшее развитие отношений Индии со странами Южного Кавказа в транспортной сфере оказалось в прямой зависимости от политики США. Используя инструмент антииранских санкций, Вашингтон способен существенно влиять на стратегическую линию Индии в регионе. На данный момент порт Чабахар выведен из-под действия санкций, однако в случае принятия Индией решений, противоречащих интересам США, санкционный рычаг может быть задействован. Например, в мае 2019 г. под давлением США Индия была вынуждена отказаться от импорта иранской нефти, и нарастить закупки из дружественной Вашингтону Саудовской Аравии[4].
Тем не менее, несмотря на действия США (или вопреки им), Индия продолжает активную дипломатию на Южном Кавказе в рамках двусторонних связей. Этому способствует не только глобальная конъюнктура, но и противоречия в отношениях между странами региона. Как известно, между южнокавказскими государствами нет единства, контакты между ними осложнены локальными этническими конфликтами и разницей в подходах к отношениям с Москвой, Брюсселем и Вашингтоном. Индивидуальный же подход позволяет обходить основные региональные противоречия и выстраивать партнерский диалог в сферах, представляющих взаимный интерес.
Заметные перемены наблюдаются в отношениях Индии с Арменией. Хотя, как было отмечено ранее, Армения отстает от своих соседей в транзитной гонке, она старается компенсировать это другими экономическими инициативами. В частности, крайне востребованным для Индии оказался упрощенный визовый режим.
В конце 2017 г. между индийским и армянским правительством было заключено соглашение об облегчении визового режима. По новому законодательству граждане Индии могут въезжать на территории Армении без приглашения и оформлять визы как в посольствах и на пропускных пунктах, так и через интернет. Индийские граждане довольно быстро отреагировали на новое межправительственное соглашение. Если в 2016 г. на территорию Армении въехало 4226 граждан Индии, то в 2017 г. 11 589, а в 2018 г. – 28 659[5].
Благодаря приезду индийских граждан в Армении впервые за десять лет наметилась позитивная миграционная тенденция. Для самой же Индии, страдающей от перенаселения и безработицы, Армения и страны Южного Кавказа в целом, из которых как правило выезжает людей больше, чем приезжает, признаются крайне выгодными партнерами.
Существенная особенность армяно-индийских отношений заключается в том, что решение об упрощении визового режима между странами было принято в условиях низкого уровня развития экономических связей. Торговый оборот между Арменией и Индией находится на уровне $50-70 млн.[6] В 2017 г. во время встречи в Ереване премьер-министра К. Карапетяна и вице-президента Индии М. Ансари было озвучено несколько инициатив по расширению двусторонних экономических связей, однако из-за бархатной революции их реализация замедлилась. Правительство же Пашиняна пока что не определила новые векторы развития отношений с Индией.
В отличие от армяно-индийского диалога отношения между Индией и Грузией напротив прошли через длительную стадию оценки. С 2017 по 2019 г. министерства экономики двух стран провели исследование, целью которого было выяснить перспективы создания зоны свободной торговли. В итоге индийские и грузинские эксперты пришли к выводу, что соглашение о свободной торговле осуществимо и будет выгодно обеим сторонам. Новый торговый режим приведет к росту товарооборота, инвестиционной активности, бизнес контактов и, как следствие, благосостояния граждан обеих стран. Разработкой текста документа займется специализированная межправительственная комиссия[7].
При этом на данный момент экономические связи между Грузией и Индией находятся на низкой отметке. В 2018 г. торговый оборот между странами составил чуть более $45 млн[8]. Кроме того, долгое время отношения развивались неравномерно. С 2013 г. индийские фермеры и бизнесмены скупали в Грузии по низким ценам землю. Из-за кризиса грузинской сельскохозяйственной отрасли ценовая разница была столь огромна, что за прибыль, вырученную от продажи одного гектара в Пенджабе, можно было приобрести до 200 гектар земли в Грузии[9]. Многие грузинские граждане негативно отнеслись к чужеземцам, скупающим их земли, однако данный процесс активно поддерживался правительством, с целью выведения сельскохозяйственной отрасли из тупика.
Отношения Индии с Азербайджаном наиболее развиты и сбалансированы среди стран Южного Кавказа. Уровень торговли между Баку и Нью-Дели в несколько раз превышает совокупный торговый оборот Армении и Грузии с Индией. В 2018 г. азербайджано-индийский торговый оборот превысил $930 млн, из которых $720 млн пришлось только на индийский экспорт. При этом посол Индии в Азербайджане Ванлалвавна Бавитлунг отметил, что потенциал двухсторонних отношений полностью не реализован[10].
В сентябре 2017 г. индийская компания ONGC-Videsh присоединилась к обновленному «Контракту века» (по добыче углеводородов на месторождении Азери-Чираг-Гюнешели), получив долю в размере 2.31%. Большой интерес индийский бизнес проявляет к азербайджанской нефтехимической промышленности (строительство и модернизация НПЗ), транспортному сектору (транзит по коридору Север-Юг и Баку-Тбилиси-Карс), сельскому хозяйству, фармацевтике, здравоохранению и высокотехнологичному производству[11]. Инвестиции Индии в азербайджанскую экономику превысили $1.2 млрд. В конце июня 2019 г. министерство экономики Азербайджана объявило о начавшейся работе над текстом соглашения между Баку и Нью-Дели по защите и поощрению двусторонних инвестиций.
Индия и российский Кавказ
Высокие экономические показатели азербайджано-индийских отношений не только служат ярким свидетельством перспективности дальнейшей интеграции между Азербайджаном и Индией, на и подтверждают экономическую целесообразность прокладки транспортного коридора Север-Юг. В странах участниках проекта наблюдается высокий запрос на партнерский диалог с Индией и сформирован обширный и диверсифицированный экономический базис для его вывода на более высокий уровень.
В этой связи крайне положительная динамика наблюдается в отношениях Индии с еще одним важным участником формирующегося экономического коридора Север-Юг – Россией. Долгое время совокупный торговый оборот между странами находился на уровне $5-7 млрд, однако в 2018 г. этот показатель достиг отметки в $11 млрд (21% рост в сравнении с прошлым годом)[12].
Руководители России и Индии регулярно проводят встречи как в двустороннем формате, так и на многосторонних международных площадках, что позволило достигнуть взаимопонимания по многим вопросам экономики, политики и безопасности. Страны наращивают торговлю металлами, нефтехимической, сельскохозяйственной и машиностроительной продукцией, текстилем и товарами широкого потребления. Реализуется несколько крупных энергетических контрактов по линии «Роснефти» и «Газпрома», кроме того, Индия импортирует российский сжиженный природный газ[13].
При этом для Индии важны не только конечные отношения с Россией, но и с международными организациями, в которых Москва обладает политическим весом, например, ЕАЭС и ШОС. Таким образом проект Север-Юг становится необходим Индии для создания дополнительного канала связи с дипломатическими структурами на севере Евразии. Поэтому даже несмотря на американские санкции Москва и Нью-Дели продолжают двигать проект вперед, вовлекать в него новых партнеров и искать механизмы противодействия внешнему давлению.
Северный Кавказ играет важнейшую роль в транспортном сообщении России и Индии. Российский участок магистрали Север-Юг проходит по берегу Каспийского моря через Астрахань, Калмыкию, Дагестан и соединяется с азербайджанской транспортной системой на отрезке Самур-Ялама. Проект Север-Юг динамично развивается, возникают новые инициативы, например, по использованию морского маршрута через Каспийское море или запуску дополнительной ветки по восточному берегу Каспия. С недавнего времени появилось немало сторонников у идеи создать западное ответвление транспортного канала через территорию Чеченской Республики.
В феврале 2018 г. индийская делегация во главе с чрезвычайным полномочным послом Индии в России Панкаджем Сараном прибыла в Чечню с целью изучения российско-чеченского опыта по преодолению конфликта и восстановлению региона, пострадавшего от военных действий. Учитывая внутренние проблемы с мусульманским населением в Индии и конфликт с Пакистаном подобный опыт крайне востребован со стороны Нью-Дели.
Экономические и социальные успехи Чечни сильно впечатлили индийскую делегацию. Помимо этого, оказалось, что приоритетные направления развития чеченской экономики – туризм, сельское хозяйство, промышленность (химия, нефтехимия, стройматериалы, легкая промышленность), фармацевтика – совпадают с индийским векторами. Таким образом был выявлен высокий потенциал в расширении чечено-индийских экономических отношений[14]. Кроме того, индийский посол выразил большую заинтересованность в присоединении Чечни к транспортному коридору Север-Юг.
В случае реализации указанного сценария экономический эффект будет иметь целый ряд последствий как глобального, так и местного значения. Во-первых, транспортная ветка из Чечни в Краснодарский край выведет индийский товарный поток к черноморскому побережью России, что позволит открыть дополнительный канал экспорта в Европу. Во-вторых, в российско-индийских отношениях появится новая сфера сотрудничества, что углубит взаимодействие двух стран. Наконец, в-третьих, благодаря транспортной ветке из Чечни Индия откроет для себя регионы юга России, что, как показал опыт взаимодействия Нью-Дели со странами Южного Кавказа, послужит импульсом для развития отношений между российскими субъектами и Индией и роста благосостояния проживающих там народов.
Иван Сидоров.