Россия и Грузия – есть ли будущее отношений?

В рамках встреч замглавы МИД России Карасина и спецпредставителя премьер-министра Грузии Абашидзе в пражском формате на протяжении последних нескольких лет Москва и Тбилиси добились существенного прогресса и вышли на путь конструктивного взаимодействия даже несмотря на сохраняющиеся разногласия по вопросу о статусе Южной Осетии и Абхазии. Хотя правящая партия Грузинская мечта вместе со своим лидером Б. Иванишвили не ставят под сомнение европейский выбор страны, число сторонников идеи восстановления отношений с северным соседом в грузинском истеблишменте неуклонно растет.

Представители грузинской оппозиции, прежде всего Единое национальное движение и партия Европейская Грузия и их сторонники, в корне с этим не согласны. Для них возобновление диалога с Россией символизирует не только предательство национальных интересов, но и укрепление авторитарного тренда внутри страны, что существенно снижает их шансы на приход к власти. Поэтому проблема взаимоотношений с Россией по-прежнему остается важной частью грузинского внутриполитического дискурса.

Проходившая в Тбилиси в конце июня 2019 г. Межпарламентская ассамблея православия должна была закрепить успехи работы грузинских и российских дипломатов, однако из-за провокации парламентской оппозиции повестка дня вновь сменилась на негативную. Последовавший за акциями протеста у грузинского парламента острейший политический кризис оказался серьезным вызовом для российско-грузинских отношений. В адрес России и ее руководства вновь посыпались оскорбления и претензии. Москва, которая умеет отвечать на внешнее давление и угрозы яркими политическими жестами, стала прорабатывать сценарии возможных ответных санкций.

Часть из них была претворена в жизнь. С 8 июля начали действовать ограничения на авиаперевозки, туристическим кампаниям было рекомендовано прекратить обслуживание грузинских направлений. Часть российских парламентариев предложила усилить санкционный нажим на Грузию, введя запреты на импорт вина и денежные транзакции, что по предварительным подсчетам нанесло бы грузинской экономике ущерб в размере $1 млрд[1].

Тем не менее вопреки ожиданиям грузинской оппозиции и партнеров Грузии по евроатлантическому диалогу резкого спада в российско-грузинских отношениях не произошло. Руководство обеих стран повело себя сдержанно, не теряя контроля над ситуацией.

Практически сразу после конфликта президент России исключил вариант принятия тяжелых политических и экономических санкций против Грузии, признав его бесперспективным для обеих сторон. Новые ограничения лишь уничтожат тот фундамент отношений, который с таким трудом закладывался последние несколько лет. Грузинский МИД в лице министра Давида Залкалиани с одобрением приветствовал взвешенное решение российского лидера[2].

Кроме того, Россия со своей стороны выдвинула Грузии довольно мягкие требования, необходимые для восстановления авиасообщения между странами. По большому счету от Тбилиси ожидают лишь прекращения агрессивной антироссийской риторики и обеспечения безопасности российских граждан в Грузии. По словам замглавы МИД РФ Карасина, даже с учетом произошедших событий по-прежнему актуальным вопросом российско-грузинской дипломатической повестки остается отмена визового режима для грузинских граждан[3].

Выбор Москвой мирной дипломатической линии по отношению к Грузии не случаен. Если в политико-идеологическом поле Тбилиси ориентируется исключительно на евроатлантические структуры, экономические отношения с Россией по-прежнему имеют для нее большое значение. Причем за последние несколько лет степень зависимости заметно возросла.

Хотя доля России в суммарном объеме зарубежных финансовых транзакций грузинских граждан постепенно сокращается, она по-прежнему сохраняет лидирующие позиции (около 35% от общего объема, который в 2018 г. составил $146 млн). После прекращения запрета на импорт грузинских вин в 2013 г. Россия вновь стала крупнейшим потребителем грузинской винной продукции, покупая в среднем до 40 млн. бутылок напитка Вакха в год. Наконец, российские граждане вносят заметный вклад в развитие туристической отрасли в Грузии, которая дает до 30% бюджетных доходов. В 2018 г. из 8 млн туристов, посетивших Грузию, 20% прибыли из России[4].

Несмотря на то, что Грузия занимает высокие позиции во всевозможных международных бизнес-рейтингах, пока что ей не удается капитализировать привлекательные экономические индексы. Официальный уровень безработицы находится на уровне 15%, но по подсчетам многих экспертов фактический показатель гораздо выше. В стране осталось не так много центров деловой и хозяйственной активности, которые могли бы обеспечить устойчивый экономический рост. По этой причине население Грузии продолжает зависеть от внешних финансовых транзакций, а общая экономическая и социальная обстановка в стране далека от стабильной.

Давно ставшие главным объектом народного недовольства Иванишвили и Грузинская мечта, готовятся к непростым выборам в 2020 г., которые пройдут по пропорциональной системе. На фоне антироссийских протестов в Грузии курс лари по отношению к доллару обновил исторический минимум, что спровоцировало дополнительное падение доверия к власти [5]. Новые экономические потрясения, которые неизбежно последуют за российскими санкциями, способны накалить и без того неспокойную социальную обстановку, чем неизбежно воспользуется оппозиция. Поэтому Иванишвили осудил акции Национального движения, прямо обвинил своих политических оппонентов в стремлении к разрушению экономики и призвал нормализовать отношения России и Грузии[6].

С учетом внутриполитического расклада в Грузии имплементация Россией негативного сценария развития конфликта усилила бы позиции антироссийских сил в стране. Поэтому можно констатировать, что серия акций Национального движения лишь упрочила связь между российской и грузинской правящими элитами, которые вынуждены поддерживать друг друга в противостоянии с общим противником.

Помимо экономического и политического расчета Россия в рамках очередного обострения отношений с Грузией руководствовалась и геополитическими соображениями. После прихода к власти в Армении Н. Пашиняна главный стратегический союзник Москвы на Южном Кавказе стал постепенно отдаляться от давнего партнера. По территории Грузии проходит единственный канал прямого сообщения между Россией и Арменией (дорога через КПП Верхний Ларс), и с прошлого года грузинское правительство все активнее стало использовать данное обстоятельство в диалоге с Москвой.

В случае нового разрыва отношений Тбилиси может окончательно закрыть свою территорию для российского транзита, после чего оказавшаяся в изоляции Армения будет вынуждена расширить взаимодействие с Грузией в рамках ее многочисленных транспортных инициатив. Хотя отношения России с Азербайджаном сегодня находятся на исключительно высокой отметке, из-за карабахской проблемы Баку не может предоставить Москве альтернативный маршрут в Армению, по причине чего в известной степени Россия находится в зависимости от Грузии.

Парадоксальным образом внутри продолжающегося более десяти лет российско-грузинского антагонизма выкристолизовалась новая структура межгосударственных отношений. Даже несмотря на целенаправленную политику по размежеванию, естественное притяжение не позволило окончательно разойтись геополитическим дорогам России и Грузии. Произошедший в конце июня – начале июля 2019 г. кризис сделал указанную тенденцию более отчетливой.

29 июля 2019 г. в Батуми прошла еще одна политическая акция, посвященная проблеме российско-грузинских отношений. Митинг в центре Батуми собрал не меньшее число участников, чем акции протеста на проспекте Руставели, однако был гораздо беднее освещен в средствах массовой информации. Причина заключается в содержании мероприятия. Главное требование митингующих в Батуми к власти заключалось в прекращении внешнеполитических экспериментов над Грузией (которые пока лишь вредили стране), объявлении внеблокового статуса и восстановлении отношений с Москвой, Сухумом и Цхинвалом.

Организаторов акции в Батуми – парламентскую фракцию Альянс патриотов Грузии – одни считают проекцией политики Кремля, другие же стратегическим маневром Иванишвили, который через подконтрольную политическую структуру может открыто излагать истинные ориентиры своего курса, отводя от себя обвинения в излишней пророссийскости. Но как бы там ни было через деятельность Альянса патриотов идея возобновления российско-грузинских отношений формализована в политическом поле Грузии и напрямую транслируется в общество, которое порядком устало от затянувшегося конфликта с Россией.

Так что невзирая на все турбулентности, проблемы и накопленный негативный опыт взаимодействия никаких сомнений не вызывает тот факт, что у российско-грузинских отношений по-прежнему есть прочное будущее.

Иван Сидоров