6 октября президент США Д. Трамп объявил о выводе американских войск из Сирии. Несмотря на недовольство как демократической, так и республиканской частей Конгресса отвод американских сил сразу же подтвердили международные информагентства и сам Пентагон. 7 октября оставленные позиции начали занимать подразделения турецкой армии[1].
Американский контингент (порядка 2 тыс. солдат) был развернут в северной части Сирии на границе с Турцией и Ираком. Долгое время США оставались главной силой, поддерживающей в своей зоне ответственности баланс между турками, курдами и сирийской оппозицией (СДС). Благодаря американскому покровительству сирийские курды сформировали протогосударственное образование Рожава, приблизившись тем самым к давней цели создания этнического курдского государства.
Но похоже, этим планам не было суждено сбыться. 9 октября Турция, являющаяся главным противником курдского национализма, объявила операцию «Источник свободы». Новая военная акция продолжает серию турецких кампаний на севере Сирии (Щит Евфрата в 2016 г., Оливковая ветвь в 2018 г.) и нацелена на полную ликвидацию курдского национального движения и создание подконтрольной Турции буферной зоны восточнее Евфрата[2].
Изъятие одного из ключевых элементов изменило все внутрисирийское уравнение. Правительственная Сирийская арабская армия (САА) также начала перебрасывать силы на северо-восток страны, готовя захват стратегически важного города Манбидж и удар по запрещённой в России террористической группировке «Хайат Тахрир аш-Шам» в Идлибе[3]. Помимо этого, уход США из приграничных с Ираком территорий открыл дорогу для более свободного участия в сирийских делах Ирана, в результате чего ключевые участники Астанинского процесса (Россия, Турция, Иран) получили прямой доступ к Сирии.
Хотя подходы России, Турции и Ирана к сирийскому урегулированию отличаются, между ними нет глубоких противоречий. Все три государства признают необходимость сохранения территориальной целостности и суверенитета Сирийской арабской республики, и добиваются лишь гарантий соблюдения своих базовых интересов. Для Турции это обеспечение контроля над курдскими областями, для России над военными базами на средиземноморском побережье, а для Ирана сохранение власти в стране (большей ее части) в руках шиитского меньшинства.
Посредством должного дипломатического процесса цели союзников можно согласовать в рамках единого плана послеконфликтного устройства Сирии и завершить тем самым почти девятилетний сирийский кошмар. Но из-за политики Турции, в том числе и на других направлениях, возникли новые международные обстоятельства, препятствующие установлению мира в регионе.
С резкой критикой на Турцию обрушились ее западные партнеры из Европейского союза и НАТО. Хотя своим решением об отводе войск Д. Трамп фактически санкционировал турецкую кампанию в Сирии, американский президент предупредил Эрдогана о том, что он «уничтожит» турецкую экономику в случае, если Анкара «перейдет черту»[3]. Кроме того, сенаторы Линдси Грэм и Крис Ван Холлен инициировали подготовку законопроекта о санкциях, по которому Турция будет признана «противником» США[4]. К критике Анкары присоединились европейские политики и, в частности, премьер-министр Британии Б. Джонсон[5].
Жесткая реакция Запада (в особенности Европы) на политику Турции связана не только с ее действиями на северо-востоке Сирии, но и в Левантийском бассейне. В начале октября Турция отправила в южную часть кипрской акватории судно «Явуз» для бурения на месторождении Гузельюрт-1, права на осуществление геологических мероприятий на котором Кипр ранее передал компании Эни (Италия) и Тоталь (Франция). В итоге Анкара не только грубо вмешалась в бизнес-планы европейцев, но и в очередной раз спровоцировала эскалацию кипрского конфликта[6].
Председатель Европейского совета Д. Туск пообещал, что единая Европа и впредь продолжит поддерживать единый Кипр, а действия Турции признал «подрывающими добрососедские отношения»[7]. На нападки в своей адрес Эрдоган по обыкновению ответил шантажом, обещая открыть турецкие границы для свободного прохода в Европу 3.6 млн беженцев, чем вызвал еще большее раздражение европейцев. На ближайшем заседании министров иностранных дел ЕС будет рассмотрен вопрос об ограничении военно-технического сотрудничества с Турцией[8].
Евросоюз является крупнейшим торговым и инвестиционным партнером Турции, поэтому сокращение партнерских контактов с ним может ввести переживающую тяжелые времена турецкую экономику в глубокий кризис. Санкции в оборонной сфере обескровят турецкую армию и положат конец экспансионистским амбициям Эрдогана[9]. Кроме того, если ЕС прекратит финансовую поддержку сирийских беженцев в Турции (около $6 млрд за все время), в приграничных районах неизбежен социальный взрыв. Для возвращения всех вынужденных переселенцев в Сирию, по подсчетам экспертов, Анкаре необходимо более $26 млрд, а для обеспечения контроля над северо-востоком Сирии и того больше. Разумеется, таких средств в экономике Турции нет.
В четверг, 10 октября в Совете Безопасности ООН состоялось закрытое обсуждение ситуации на северо-востоке Сирии в связи с турецкой операцией «Источник свободы». Европейские члены Совбеза (Франция, Великобритания, Германия, Польша, Бельгия), по инициативе которых было созвано заседание, предложили принять резолюцию, осуждающую политику Турции. Однако США, как ни странно, присоединились к России и проголосовали против, в результате турецкие действия в Сирии пока остались без формальной оценки[10].
Таким образом, борясь за увеличение международного влияния, Турция оказалась в еще большей зависимости – между европейским молотом и американской наковальней. Хотя США устранились от прямого участия в военных действиях в Сирии, они сохранили мощный канал влияния через Турцию, и учитывая результаты голосования в Совбезе ООН, намерены им воспользоваться. В сирийском конфликте действительно наступил новый «турецкий» этап, однако крайне маловероятно, что он станет последним.
Иван Сидоров