15 октября по приглашению премьер-министра Н. Пашиняна Армению с официальным визитом посетил премьер-министр Грузии Г. Гахария. Как сообщает пресс-служба армянского премьера, главы соседних республик провели личную встречу и переговоры в расширенном формате.
Главными темами переговоров стало дальнейшее углубление торгово-экономического, транспортного, энергетического, сельскохозяйственного и культурного партнерства. Помимо этого, Пашинян и Гахария обменялись мнениями по поводу региональных конфликтов. Позитивно были оценены результаты 10-го заседания армяно-грузинской межправительственной комиссии, которая возобновила свою работу после длительного перерыва (с 2011 г). Также состоялся армяно-грузинский бизнес-форум, на котором представители экономических кругов стран обсудили наиболее перспективные направления сотрудничества[1]
Премьер-министры Армении и Грузии продемонстрировали, что их позиции по большинству обсуждаемых вопросов совпадают. Главной целью на краткосрочную перспективу было признано ускорить темпы роста межгосударственных связей. Для этого, по словам армянского премьера, необходимо разработать «совместное видение стратегического развития»[2].
С учетом нынешнего состояния армяно-грузинских отношений указанная цель более чем оправдана. После того, как правительство Армении возглавил Н. Пашинян, в дипломатическом диалоге Еревана и Тбилиси действительно начался новый этап: страны стали чаще контактировать и выражать взаимную заинтересованность. Свой первый зарубежный визит в качестве премьер-министра Н. Пашинян осуществил в Грузию. Совместно с прошлым премьер-министром М. Бахтадзе он организовал особый формат встреч «без галстуков» в разных городах Армении и Грузии.
Однако полтора года интенсивных контактов так ни к чему и не привели. В 2018 г., находясь с официальным визитом в Армении, Бахтадзе предложил довести двустороннюю торговлю до уровня в $1 млрд[3]. Ирония заключается в том, что 2018 г. оказался одним из самых неудачных в истории армяно-грузинских торговых отношений. Торговый оборот между Арменией и Грузией упал до рекордно низкой отметки в $138 млн. Спад составил более 41% в сравнении с показателями прошлого года[4].
Отчеты за первые три квартала 2019 г. внушают больший оптимизм. Торговый оборот составил $390 млн. Кроме того, зафиксирован стремительный рост сотрудничества в туристической сфере. Количество граждан Армении, посетивших Грузию за первые девять месяцев 2019 г., приблизилось к миллиону. Наблюдается активизация бизнес-связей. В Армении зарегистрировано 342 компании с грузинским капиталом, а в Грузии около 390 компаний с армянским капиталом[5].
Но даже несмотря на положительные тенденции в отдельных сферах Ереван и Тбилиси по-прежнему далеки от заявленных целей партнерства, а динамика развития экономических связей подвержена сильным колебаниям. Проблема заключается в том, что экономические отношения между Арменией и Грузией находятся в прямой зависимости от политических факторов, имеющих сложную природу происхождения.
Первый и самый очевидный – это российский фактор. В условиях азербайджано-турецкой блокады Грузия остается единственным каналом для прямой связи Армении с Россией, однако из-за продолжения конфликта вокруг Южной Осетии и Абхазии российско-грузинская граница закрыта для свободного транзита. Хотя Армения является военно-политическим и экономическим союзником Москвы, фактически она оторвана от пространства ЕАЭС и ОДКБ, и до тех пор, пока не будут урегулированы противоречия с Россией, Тбилиси не намерен каким-либо образом менять свою позицию в этом вопросе.
Второй фактор связан с армянским населением, проживающим на юге Грузии в районе Джавахетия. Хотя официальный Ереван признает территориальную целостность Грузии и осуждает любые проявления джавахетинского сепаратизма[6], как по формальным, так и по неформальным каналам идет регулярная поддержка армянского национализма в этом районе. Армянское лобби в США добилось от Конгресса выделения средств для поддержки армян Джавахетии. Летом 2019 г. армянские бизнесмены организовали сбор средств с целью создания площадок для объединения армян региона[7].
Учитывая негативный опыт отношений с Южной Осетией и Абхазией, Грузия опасается появления нового очага сепаратизма на юге страны, и потому вынуждена вводить ограничения в отношениях с Арменией. И даже при обоюдном стремлении Еревана и Тбилиси развивать партнерство, в силу естественных причин этот процесс может затянуться надолго.
Тем не менее, во время визита Гахарии в Ереван, оба премьер-министра продемонстрировали полное понимание взаимных опасений и готовность начать осторожное движение к стратегическому партнерству. Гахария говорил о приоритете экономического развития и мира в региональной политике, а Пашинян призвал Тбилиси к диалогу без влияния каких-либо сторонних факторов.
По мнению ряда экспертов, выгодным шагом для обоих лидеров может стать организация нового транспортного маршрута из Армении в Россию посредством паромной переправы через черноморские порты Грузии. Таким образом проблемы российско-грузинской границы останутся в стороне, но при этом начнется более глубокое армяно-грузинское взаимодействие. Кроме того, этот проект даст возможность как Тбилиси, так и Еревану наполнить новым содержанием отношения с Москвой, в чем остро нуждаются как кабинет Гахарии, так и Пашиняна[8].
На данный момент проект паромного транзита в Россию существует лишь в виде концепции. А пока Армении и Грузии необходимо научиться реализовывать меньшие по объему замыслы. В сентябре 2019 г. предполагалось начать строительство моста через реку Дебед на границе двух стран. «Мост дружба», как он был назван еще в 2013 г., должен заменить старую пограничную конструкцию и расширить транспортный канал между Грузией и Арменией. Однако, как стало известно, по техническим причинам «Дружба» откладывается, и возобновлены работы будут только в конце года.
Иван Сидоров