
Не успели утихнуть дискуссии вокруг Акта в поддержку Грузии, как Палата представителей Конгресса США приняла еще один знаковый документ для американской политики на Кавказе – Резолюцию №296 «О признании геноцида армян». В отличии от грузинского акта Резолюция №296 преследует гораздо более далекие цели. Голосование по ней состоялось 29 октября, в чем прослеживается явный символизм: в этот день в Турции отмечается главный государственный праздник – День основания республики.
Администрации всех президентов США на протяжении последних 20 лет вне зависимости от их партийной принадлежности избегали прямой конфронтации с Турцией по вопросу об армянском геноциде. Турция была и остается важнейшим участником Североатлантического альянса и ключевым военно-политическим партнером США на Ближнем Востоке, поэтому Вашингтон как правило закрывал глаза на недемократический характер турецкой политической системы и политику Анкары в отношении курдов.
Однако год от года усиливающаяся самостоятельность Турции постепенно становилась для Вашингтона серьезной проблемой. При президенте Эрдогане, особенно после конституционной реформы 2017 г., рост антагонизма в американо-турецких отношениях ускорился. Альянс Турции с Россией и Ираном, покупка российских ЗРК С-400 и операция «Источник мира» в сирийском Курдистане окончательно переполнили чашу терпения США и вынудили их начать активные действия для сдерживания возросших амбиций Эрдогана и его окружения.
Несмотря на очевидную антитурецкую направленность Резолюции №296 ее текст составлен достаточно нейтрально по отношению к Анкаре. Турция упоминается лишь в историческом контексте как Османская Империя. Основной же акцент сделан на политике США по предотвращению геноцидов и его последствий в XX в. Через весь текст Резолюции проводится мысль о том, что США всегда стояли во главе борьбы с преступлениями против человечности, помогали его жертвам и намерены продолжать нести свою гуманитарную миссию и впредь. Таким образом Вашингтон послал Турции ясный сигнал не только в связи с событиями 100-летней давности в Османской империи, но и действиями турецкой армии в курдских провинциях Сирии[1].
Помимо Резолюции №296 29 октября Палата представителей одобрила еще один антитурецкий документ – «Закон о защите от конфликта со стороны Турции» (PACT Act – Protect Against Conflict by Turkey Act). Если закон о признании армянского геноцида в большей степени носит программный (а по отношению к Анкаре еще и назидательный) характер, то PACT Act предусматривает введение со стороны США финансовых и политических санкций против Турции в связи с вторжением последней в Сирию и приобретением у России систем С-400. В частности, в санкционный список попал министр обороны Турции Хулуси Акар, ряд финансовых учреждений и государственный банк Halkbank. Кроме того, законом предусмотрено проведение расследования с целью выявления активов семьи Эрдогана[2].
За несколько дней до голосования в Палате представителей стало известно еще об одном важном в контексте региональной политики решении Вашингтона. По словам министра обороны Марка Эспера, США намерены сохранить ограниченное военное присутствие в Сирии для защиты нефтяных объектов. Как сообщило позднее информационное агентство Fox News, Пентагон обдумывает отправку дополнительных сил в Дейр-эз-Зор для контроля за находящимися там объектами нефтяной инфраструктуры. Причем речь идет не только о тактических подразделениях, но и тяжелой военной технике, в том числе танках[3].
В этой связи сугубо гуманитарная резолюция по вопросу армянского геноцида, который уже признали 23 государства в мире (включая Россию, Францию, Германию, Италию, Польшу и т.д.), приобрела ярко выраженный политизированный характер. Поскольку текст Резолюции №296 выдержан в декларативном тоне, для ее вступления в силу не требуется одобрение Сената и утверждение президентом. Кроме того, она не обуславливает никаких конкретных политических шагов, например, оказания помощи в получении компенсаций жертвам геноцида. Тем не менее из-за политического контекста встречена она была неоднозначно.
Официальные армянские власти и представители международной армянской диаспоры высоко оценили голосование в Палате представителей Конгресса США. Премьер-министр Пашинян признал его смелым шагом «на пути к исторической справедливости, что принесет утешение миллионам потомков армян, выживших во время геноцида». А вот в среде армянской интеллигенции оценки менее воодушевленные. Например, доктор исторических наук Айк Демоян считает это решение «инструментализацией трагического прошлого Армении для достижения собственных политических целей»[4]. В этом его отчасти поддерживает директор Института востоковедения НАН РА Рубен Сафрастян[5].
Несмотря на колоссальные усилия армянских лоббистских организаций в США (Армянский национальный комитет Америки, Армянская ассамблея Америки), которых активно поддержали израильские (Антидиффамационная лига и Американский еврейский комитет) и христианские («В защиту христиан») Резолюция №296 не получила абсолютной поддержки всех членов Палаты представителей. При 405 голосовавших «за» 11 парламентариев проголосовали против, причем аргументировали свои позиции, приводя не лишенные смысла доводы[6].
Принадлежащая к демократической партии Ильнар Омар воздержалась от голосования, поскольку, по ее мнению, такой важный вопрос как преступления против человечности нельзя использовать в качестве политического инструмента, особенно учитывая трагический опыт рабства и угнетения коренных народов в США. Аргументация голосовавших против республиканцев оказалась более утилитарна. Том Коул и Марк Мидоус прямо указали на негативные последствия этого решения для американо-турецких отношений. По их словам, Резолюция №296 еще сильнее отдалит Турцию от США и НАТО и поспособствует укреплению ее союза с Россией[7].
Политические последствия признания геноцида армян с учетом политического контекста действительно далеко не очевидны. Анкара отреагировала крайне негативно, признав это решение американского Конгресса «постыдным» и пообещав выработать пропорциональный ответ[8]. Осудили Резолюцию №296 и в Азербайджане, указывая на то, что она «не имеет какого-либо политического, правового и исторического обоснования и принята при усилии проармянских лоббистских групп»[9].
Вашингтон решил сдвинуть антитурецкий фронт на Кавказ для чего даже не преминул воспользоваться по-прежнему живой темой армянского геноцида и в итоге понес двойной урон: политический и ценностный. Учитывая негативную реакцию Азербайджана США свели на нет потенциал принятого неделей ранее Акта в поддержку Грузии, и, кроме того, существенно подорвали доверие турецких властей, что непременно приведет к дополнительным проблемам на Ближнем Востоке. Но ценностные потери этого решения гораздо серьезнее, поскольку в очередной раз американские конгрессмены доказали всему миру, что в большой политике национальные интересы гораздо приоритетнее чужого горя.
Иван Сидоров